Октябрьская автомобильная революция

09:57, 29 августа 2014г, Общество 1207


Октябрьская автомобильная революция Фото №1

С августа вступают в силу изменения к закону об ОСАГО. Их так много и они так важны, что эти поправки уже называют автомобильной реформой России. Что ждет тех, кто за рулем?

Теория и практика ОСАГО

Осень в России – пора неприятных сюрпризов. Одним из них станет повышение тарифов ОСАГО. Предполагается, что «автогражданка» подорожает с октября. Процедура получения полиса автогражданской ответсвенности за 2014 год так усложнилась – очереди в страховых компаниях, ультимативное навяливание дополнительных услуг (страхование жизни, здоровья, имущества), что водительская общественность, вполне вероятно, будет даже рада. «Да пусть подорожает, только чтобы без проблем…» – эти настроения уже давно сформировались и гуляют в массах. Попробуем разобраться, чего же нам ждать от ОСАГО осенью.

Необходимость увеличить тарифы страховщики аргументируют тем, что велики страховые выплаты. С октября они станут еще выше: подписанный 22 июля президентом Владимиром Путиным закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пре-
дусматривает увеличение с 1 октября 2014 года размера страховой суммы за разбитую в ДТП машину со 120 тысяч рублей до 400 тысяч и размера страховой суммы, выплачиваемой за причинение вреда здоровью каждого пострадавшего в аварии, со 160 тысяч рублей до 500 тысяч.

Логика страховщиков проста: «Чтобы больше отдавать, надо больше брать». Сразу после подписания Владимиром Путиным закона заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин сообщил, что стоимость ОСАГО поднимется на 24 процента. И это – базовый тариф, то есть средний.

Корреспонденту «АП» Евгению Шумилову Владимир Нечепа, старший вице-президент ООО «Росгосстрах», прокомментировал это нововведение так:

– С одной стороны, поднимают базовый тариф, но с другой – с октября повышают лимиты по «железу» до 400 тысяч рублей, по страхованию жизни с апреля – до 500 тысяч. Расчеты независимых экспертов показывают, что это увеличит стоимость страховки на 25-30 процентов. Чтобы компенсировать утрату товарной стоимости, выплаты могут вырасти еще на 7-10 процентов. Поэтому страховщики, оставшиеся на рынке ОСАГО, должны быть довольны этим решением. Но, по оценкам независимых экспертов, увеличения тарифа недостаточно. Минимальный рост, который бы оживил рынок, должен быть на уровне 45-50 процентов. Кстати,  нашей компании страхование автогражданской ответственности в Алтайском крае не приносит прибыли…

– По факту страховые полисы уже выросли в цене в два раза и без всяких поправок в законе, – говорит Виктор Клепиков, представляющий на Алтае Федерацию автомобилистов России. – Личный пример: мне надо было застраховать машину, я пошел к агенту, с которым работаю уже 13 лет, но полис вместо 4,5 тысячи рублей стоил 9 тысяч. Как?! Оказалось, снят коэффициент за безаварийную езду и вместо 13 класса у меня третий, как у новичка. Я спрашиваю: «Почему?» Он в ответ: «Нам так из Москвы приказали». В результате я пошел искать другую страховую компанию. И таких случаев множество. Поэтому ФАР опасается, что сработают только те новшества, которые ухудшат положение автомобилистов… Многие говорят, что ОСАГО становится все более бесполезной услугой.

Что ещё изменится в автостраховании?

Подписанный Владимиром Путиным закон кроме увеличения страховых выплат предусматривает целый ряд изменений в жизни как автостраховщиков, так и их клиентов. Вот основные.

Хозяин разбитого авто теперь может взять со страховщиков не деньгами, а ремонтом. В этом случае страховщики организуют и оплачивают ремонт. Вполне вероятно, для страховщиков это будет выгоднее. Однако станет ли это новшество популярным, покажет практика.

20 дней вместо 30 дается теперь страховщикам на принятие решения о страховом возмещении или о мотивированном отказе. Увеличивается размер пени, налагаемой на страховщика, не соблюдающего срок выплаты страховой суммы.

Если автовладелец недоволен тем, как страховщики выполнили свои обязательства, то перед обращением в суд он должен дать им второй шанс – «повторно обратиться к страховщику с обоснованием своих требований, при этом рассмотреть претензии потерпевшего страховщик обязан в течение пяти календарных дней».

Если страховщик проиграл в суде, то кроме страховой выплаты гражданину он заплатит еще штраф в размере 50 процентов разницы между той выплатой, которую определил страховщик, и той, которую определил суд.

Уровень износа деталей, узлов и агрегатов, который определяет страховая компания при вынесении решения о страховой выплате, теперь не должен превышать 50 процентов. Это, конечно, плюс для автовладельцев, особенно для автовладельцев старых машин.

Сумма ущерба в ДТП, участники которого согласны решить все «европротоколом» (без сотрудников полиции и аварийного комиссариата), поднята с 25 тысяч рублей до 50 тысяч.

Виктор Клепиков комментирует:

– В чем-то поправки неплохие. Но ремонт вместо денег – тут есть вопрос цены и качества. По «европротоколу» – без полиции и аварийного комиссара – у нас оформляется около 1 процента ДТП, так что эти изменения мало кого затронут. Ужесточение санкций в тех случаях, когда дело дошло до суда, но в суд идут единицы, и не у всех хватает сил и терпения добиться своего. Человек – один, а против него фирма со своими юристами… В суд пойдет один из сотни, а своего добьется один из тысячи…

Подготовил Сергей ТЕПЛЯКОВ

 
Новости партнеров
Фоторепортаж