Обновленные холсты. Выставка отреставрированных работ Гуркина открылась в Барнауле

16:22, 26 апреля 2019г, Культура 1249


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Олег БОГДАНОВ

В Краеведческом музее открылась выставка работ первого профессионального художника Алтая Григория Чорос-Гуркина. Представлены этнографические зарисовки мастера, выполненные карандашом и тушью в экспедициях по Алтаю, а также десять недавно отреставрированных произведений живописи. Как оказалось, работы этого мастера хранятся не только в Художественном музее Алтайского края.

– Приглашая гостей на открытие выставки, мы слышали одно и то же: «Гуркин? В краеведческом?» – призналась директор музея Наталья Вакалова. – Но нам очень приятно, что еще один музей в Барнауле располагает уникальной коллекцией этого автора.

Представленные произведения попали в музейные фонды разными путями. Так, живопись в 1956 году передал в дар советский селекционер Михаил Лисавенко (в 1930-е годы он работал в Горно-Алтайске и получил эти холсты в подарок). Коллекция рисунков Гуркина в музей поступила в 1976 году.

Но лишь в 2018-м появилась возможность отреставрировать работы в Томске – пока только живопись, на очереди графика.

– Мы и раньше показывали на выставках одну-две работы Гуркина, но тогда они, видимо, не привлекали к себе должного внимания, – говорит заместитель директора музея по научной работе Оксана Мамонтова. – К тому же живопись находилась не в лучшем состоянии, были частичные утраты красочного слоя. Так что она просто ждала своего часа в наших запасниках.

Некоторые работы пришлось разместить под неожиданным углом: как объяснили нам музейщики, художник порой писал на обеих сторонах холста – возможно, просто экономил на материалах. Причем на одной стороне изображение вертикальное, а на другой горизонтальное.

Дополнили экспозицию предметами из музейной этнографической коллекции.

– Гуркин принадлежал к телеутам, так что здесь вы можете видеть традиционную телеутскую одежду, а также предметы быта: ташауры – традиционные кожаные фляги, которые часто появлялись и в зарисовках художника, конскую упряжь, украшения и музыкальные инструменты, – говорит Оксана Мамонтова.

Центральная работа на выставке – этюд «Маральник» 1916 года – натолкнула музейщиков на мысль вручать гостям вернисажа бумажные цветочки маральника. Кстати, музей в этом году примет участие в празднике «Цветение маральника», который традиционно открывает туристический сезон в регионе.

Справка
Григорий Иванович Чорос-Гуркин – первый профессиональный художник среди представителей коренных народов Сибири, воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик Ивана Шишкина, мастер пейзажа.

Фоторепортаж