О чем писала газета «Алтайская правда» 24 января 1980 года

07:00, 24 января 2019г, Хроники «АП» 981


1
1

«Сколько в своей жизни встречал талантливых председателей... Половина их здоровья, душевной энергии уходила на то, чтобы отбиваться, противостоять… Может быть, ошибка состоит а том, что мы привыкли талант мерить … удачей, удачей, увешанной лаврами, возведенной в чины...» — скажет в своем монологе Сагадеев, председатель башкирского колхоза «Красный Луч», оказавшийся на скамье подсудимых.

...На сцене — судебный процесс. Председательствующий, прокурор, общественный обвинитель, свидетели-колхозники раскрывают перед нами историю становления колхоза, его расцвета. И оказывается, что председатель Сагадеев, тринадцатый по счету, стал первым, кто вернул людям веру в свой колхоз, труд, землю.

Идет спектакль Бийского драматического театра «Тринадцатый председатель» по пьесе А. Абдуллина. За персонажами «Тринадцатого председателя», несомненно, стоят вполне реальные прототипы, кроются раздумья о судьбах сегодняшнего села. В одном из интервью автор пьесы сказал: «Меня всегда интересовала жизнь тружеников сельского хозяйства. Их проблемы, радости воспринимаю, как личные. А иначе, по-моему, и не может быть: заботы тех, кто выращивает хлеб, трудится на фермах и полях, — общие наши заботы... А как предугадать, вовремя оценить и поддержать талант колхозного руководителя? Я уверен, что эта проблема применительно к сельскому хозяйству стоит не менее остро, чем в промышленном производстве. В чем же талант колхозного руководителя? Сагадеев Павла Маштакова запоминается нам не только рачительным хозяином, деловым человеком, но и личностью, способной открывать и показывать односельчанам окружающий мир через неожиданный ракурс. «Разве не вы осуждали нас за цветы, — парирует Сагадеев (актер П. Маштаков) Баимову (Ю. Колпаков), — но мы их не ради денег растили. Возле них мы успокаивались, возвращали забытые песни и не вычеркивали, а провожали день и каждый уходящий день воспринимали как победу. Как это просто и как это бесконечно много. Народ, который цветы и песни считает своим богатством, — богатый народ!»

А вот что говорит бывший секретарь парторганизации колхоза Закиров (А. Ивонин): «Драма произошла не в нашем колхозе, а обнаружилась благодаря нашему колхозу». В этих словах звучит уверенность коммуниста, сознающего себя, как и Сагадеев, хозяином земли.

Да, прокурор видит нарушение законности. Допущена переплата, когда колхоз приобретал у СМУ сантехническое оборудование. Сохранена заработная плата колхозникам, находящимся в туристической поездке. Но Сагадеев ни разу не залезал в государственный карман за ссудами, он лишь использовал внутренние резервы. В трудном положении оказывается прокурор Улин. С точки зрения «буквы закона» он прав. «На суде побеждает непослужной список», — говорит он, и за этими словами — растерянность, неуверенность, сомнение. Если поначалу Улин — сама бесстрастность, то затем он понимает, что ситуация с Сагадеевым неоднозначна, за бедами председателя прослеживаются беды всего сельского хозяйства... Если бы Сагадеев не пошел на нарушение финансовой дисциплины, то сколько бы потерял колхоз из-за перенесения сроков строительства яслей, домов! Спектакль еще раз подтверждает, что сцена — это высокая гражданская трибуна.

Кадрия Л. Булгаковой, Харисова И. Седельниковой, Халида Т. Зуровской, Закиров А. Ивонина, говоря о своих насущных заботах и проблемах, доходят до понимания и обсуждения общегосударственных задач. Режиссер-постановщик В.Ванярха проводит параллельно в спектакле две нити — показывает изменение сознания людей на фоне перестройки всего хозяйства. «Пусть первыми скажут люди», — произносит на заседании судебной коллегии Сагадеев. В монологах-раздумьях (а пьеса Абдуллина в основном построена на монологах) колхозников прослеживается истинно государственный взгляд на дела родного колхоза. Наверное, два часа сценического времени не дают окончательного ответа на все те вопросы и проблемы, которые поставлены драматургом, режиссером, актерами в спектакле. Зрителю остается право оправдать председателя или осудить его.

Г. ВЕРЕМЕЕНКО.

Стиль и орфография приведенных материалов сохранены.

 
Фоторепортаж