О чем писала газета «Алтайская правда» 12 января 1974 года

07:00, 12 января 2019г, Хроники «АП» 1001


1
1

Звучит скрипичный концерт Мендельсона, и в луче прожектора возникает фигура молодого человека со скрипкой. Это Джо Бонопарте. По сторонам от него возникают два силуэта – отец Джо и гангстер Эдди Фузелли – как олицетворение добра и зла. Отец призывает Джо стать музыкантом, скрипачом и своей игрой приносить радость людям, Фузелли обольщает деньгами, богатством, если Джо станет профессиональным боксером. Так начинается спектакль Алтайского краевого театра юного зрителя «Ринг» по пьесе прогрессивного американского драматурга Клиффорда Одетса «Золотой мальчик», написанной в 1937 году.

Прошедшие годы не сделали пьесу менее актуальной, менее современной для сегодняшней Америки. Художественный руководитель постановки З. Китай, режиссер В.Рюмин и художник Г.Эсге стремились обобщить драматургический материал и показать своим спектаклем не только частный случай с Джо Бонопарте и махинации гангстеров, творящиеся за кулисами профессионального бокса, но трагедию человека в буржуазном обществе, где властвует доллар, где все покупается и продается – человеческие мысли, чувства, талант, счастье.

Этот замысел воплощается прежде всего в решении художника. На сцене возвышается площадка-ринг, где происходят поединки боксеров и бои за право жить на земле. И не случайно театр в программе определяет свой спектакль, как бой в 10 раундов. Канаты ринга, как паутина гигантского паука, опутывают все зеркало сцены, в нее вовлекается все большее количество людей, и нет возможности вырваться из этой паутины из этой паутины, а тех, кто пытается это сделать, ждет трагическая развязка – выстрел гангстера из-за угла.

Единственное замечание в адрес художника – в какой- то степени увлекшись общим решением, он обеднил режиссеров и актеров в возможности построения разнообразных мизансцен. О «Ринге» можно с уверенностью сказать, что это спектакль художника и режиссера. Перед молодым актером Г. Асатиани стояла сложная задача создать образ одаренного юноши Джо Бонопарте, одаренного не односторонне – он талантливый скрипач и талантливый боксер. И если последнее в какой-то степени воплощено актером, то он не сумел передать в полной мере одухотворенности, вдохновенности, присущей художнику – музыканту.

Не повезло Джо и с родственниками. Вот отец Джо (артист Г. Модль), небогатый торговец, страстно влюбленный в музыку, делающий все, что в его силах, для осуществления своей мечты – видеть своего младшего сына настоящим музыкантом. Утрата мечты, беспокойство за судьбу сына, за его руки, которые уродуются у профессиональных боксеров, - все эти драматические коллизии давали возможность актеру создать глубокий психологический образ. Но, к сожалению, этого не произошло.

Бледным, невыразительным предстает перед нами брат Джо Фрэнк в исполнении артиста Н. Лисина. И это тем более жаль, что Фрэнк представляет другую, прогрессивную Америку – он профсоюзный деятель и ведет активную борьбу за права трудящихся, т.е. этот образ призван усилить социальное звучание спектакля.  Лорна (артистка Л. Познякова) – женщина с трудной судьбой, испытавшая все «прелести» изнанки жизни. Джо на ее пути – человек, не похожий на окружающих, человек, у которого еще остались идеалы. Нам представляется, что Лорна с первого  его появления теряет свой «покой» и живет в напряженной внутренней борьбе, когда перед ней встает выбор: Джо или Мооди. А Лорна у Позняковой равнодушна, инертна. Впечатляющий образ гангстера Фузелли создает молодой артист Л. Горбунов. У него есть и сильный характер, и жестокость. Веришь, что такой Фузелли пойдет на все ради достижения своих целей. Однако артисту нужно отказаться от некоторого нажима, от позы.

Разбирая актерские работы, я, возможно, сгустил краски, но это вызвано большим желанием увидеть спектакль более равноценным во всех компонентах, во всех звеньях. А еще тем, что проблема актерского мастерства актуальна не только для театра юного зрителя.

С. Шпанов.

Стиль и орфография приведенных материалов сохранены.

 
Фоторепортаж