Новое звучание привычной темы

12:08, 08 ноября 2017г, Культура 1377


1
1

Канун Дня народного единства край посвятил теме развития и гармонизации межэтнических отношений представителей более 140 проживающих в нем наций и народностей.

«Люди-лебеди»

Так, более ста человек на пяти площадках краевой столицы поучаствовали во Всероссийской акции «Большой этнографический диктант», итоги которого подведут в декабре. В Российско-немецком доме прошел концерт творческих коллективов диаспор, а во время «круглого стола», организованного при содействии краевого управления связи и массовых коммуникаций, говорили о роли и проблемах межэтнической журналистики.

Открывая «круглый стол», глава ведомства Максим Герасимюк обратился к представителям национальных общественных объединений. По его мнению, при внимательном отношении СМИ к традициям и культуре диаспор края, их открытости и готовности к сотрудничеству общественники вправе активнее предлагать темы для общения, в том числе и новационные.

– Мир меняется, а вместе с ним и способы подачи информации в газетах, на телевидении, радио, сайтах, в соцсетях. У каждого из этих каналов – своя аудитория. Сегодня каждый читатель – сам себе СМИ и редактор. Проекты традиционных СМИ типа «Сообщи нам новость» – попытка адаптироваться к новым форматам получения и распространения информации. Это не плохо и не хорошо. Это данность, с которой надо жить. Наша задача – попасть в современный тренд, встроиться в новую информационную картину мира, – отметил Максим Герасимюк.

Межнациональные отношения – тема приоритетная для нашей газеты. Достаточно сказать, что шеф-редактор Олег Купчинский руководит региональным отделением Гильдии межэтнической журналистики, а «Цайтунг фюр Дих», издание в составе холдинга «АП», давно перешагнув границы края, распространяется по России, в регионах проживания этнических немцев. Как сообщил главный редактор «АП» Генри Роор, по договору от 2014 года Германия взяла на себя расходы по доставке «Цайтунг фюр Дих» на постсоветском пространстве. В планах редакции – выпускать ее и на русском языке.

Одна из удачных попыток встроиться в новую информационную картину мира – интернет-проект «Алтайской правды» «Люди-лебеди», подготовленный Олегом Купчинским в рамках школы межэтнической журналистики в сотрудничестве с общиной кумандинцев и студентами АлтГУ. Он рассказывает об истории и современной жизни коренного малочисленного народа, проживающего в юго-восточных районах региона. Лонгрид занял II место в конкурсе «СМИротворец-Сибирь-2017». В работе над ним удалось избежать ошибок, которые, увы, случаются в публикациях на этнические темы. Об этом опыте рассказала руководитель информцентра общественной организации кумандинцев «Тореен Чер» Наталья Глухова:

– Как это бывает с новыми темами, студенты встретили нас настороженно. Аудитория молодая, продвинутая, и мне трудно было сначала найти слова, которые потрясли бы ее. 

Чтобы задело за живое, современную молодежь нужно потрясать, – уверена Наталья Арсентьевна. – Мои советы ребятам касались форм подачи национальной тематики в СМИ. Порой они допускают фактические ошибки, очевидные носителям культуры. Аккуратнее, это тонкая материя. Если порвется, последствия в общении людей разных поколений и национальностей могут оказаться необратимыми. Задача СМИ – корректно пропагандировать и рассказывать – работа не только творческая, но и политическая.

Наталья Глухова приводит пример такой ошибки. Журналист Н. в репортаже написал, что «кумандинцы переняли у индейцев обычай раскуривать трубку мира». Такой вывод он сделал на факте того лишь, что трубку мира во время приема гостей раскуривают оба народа.

В этом году у алтайских кумандинцев побывала экспедиция журнала «Вокруг света». Удивительно, что материалы, созданные по разные стороны Уральского хребта, вышли под одним и тем же заголовком – «Люди-лебеди».

Община, насчитывающая около полутора тысяч кумандинцев в Бийском,  Солтонском, Красногорском районах, поддерживает связь с телеутами и шорцами, выстраивает отношения с другими родственными тюркскими народностями – жителями Сибири. «Спасибо журналистам, которые пишут о нас честно и корректно», – напоследок сказала Наталья Глухова.

Пересмотреть парадигмы

Консультант департамента администрации губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики Оксана Ноянзина считает сферу межэтнических отношений одной из самых сложных в работе журналиста. Увы, живучи стереотипы и штампы, возникшие из-за незнания традиций народов-соседей. Так или иначе, журналистское сопровождение темы остается стратегическим вопросом информационной политики региона.

Достижение уходящего года – утверждение программы Алтайского края по реализации государственной национальной политики.

– Одна из ее задач – формирование имиджа нашего региона как территории гармоничных межэтнических отношений. Без участия журналистского сообщества, власти, гражданских институтов ее не решить. О межэтнических отношениях журналисты пишут много и умело не только с точки зрения внешнего выражения самобытности народов. Они подают такие глубокие темы, как адаптация мигрантов к новой родине, отношение принимающего сообщества к группам мигрантов, научно-этнографические исследования. Национальная политика двуедина, она служит сохранению этнокультурного многообразия народов России, с одной стороны, а с другой – укреплению их дружбы и поддержке нравственных ценностей, общих для страны, – подчеркнула Оксана Ноянзина.

Благодаря принятой программе в 2018 году край получит около 8 миллионов рублей на приоритеты национальной политики, в том числе информационное сопровождение СМИ, пишущих на этнические темы.

К слову, в этом году край в тестовом режиме вошел в государственную информационную систему (ГИС) мониторинга состояния межнациональных отношений. ГИС – это доступ к контенту всех изданий, блогов и соцсетей. Так проще систематизировать публикации в Сети, очень быстро меняющемся пространстве. Всегда считалось, что поколения меняются каждые тридцать лет, но сейчас люди перестают понимать друг друга даже из-за пяти лет разницы в возрасте. Максим Милосердов, продюсер телеканала «Катунь 24», поясняет мысль на примере телевизионного вещания:

– В сюжетах мы освещаем жизнь национальных диаспор. Но эти проекты охватывают лишь один сегмент – людей, которые смотрят телевизор за завтраком или собирая детей в школу. Меж тем современная аудитория крайне сегментирована. И что самое неприятное для традиционных СМИ – у каждого молодого человека есть сегодня собственный информационный канал – вот он, в телефоне. «ВКонтакте», «Инстаграм», «Фейсбук», другие платформы, на которые идет подписка. У постов в соцсетях в десятки раз больше просмотров, чем у тех же материалов, размещенных на сайтах. Контент традиционных СМИ просто не доходит до пользователей. Надо учитывать этот фактор и заходить на все возможные платформы.

Его предложение – пересмотреть парадигмы информационной деятельности, «чтобы СМИ работали не экспериментально, а по госзаказу, над четкими задачами, на интегрированных площадках общения молодежи». Такая политика даст качественные изменения в сознании, новые мемы, понятия и концепты для формирования личности. К слову, в эту тему вполне вписываются и проверенные временем репортажи о фестивалях культур и спортивных турнирах национальных диаспор, акции «Соседи», когда районы ездят друг к другу в гости.

Евгения САВИНА (фото)

Фоторепортаж