Наталья Вакалова: Музей – не пыльная шкатулка на антресолях

20:12, 01 февраля 2019г, Культура 1736


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Сегодняшнее интервью – первое, которое кандидат исторических наук Наталья Вакалова дала «Алтайской правде» в статусе директора Алтайского государственного краеведческого музея.

Обновление – не обнуление

– Наталья Владимировна, легким ли для вас был переход с одной директорской должности на другую, из муниципального музея в государственный краеведческий?

– Проработав в музее «Город» одиннадцать лет, я думала, если честно, что на новом месте для меня все будет если не привычным, то знакомым как минимум. Но все здесь словно с чистого листа… Опыт помогает, безусловно, но задачи, поставленные перед коллективом Алтайского государственного краеведческого музея, более масштабные, все прежнее по сравнению с ними – капля в море, по моим нынешним внутренним ощущениям. Эмоции, самые разные, накрывают меня до сих пор. Я ведь пришла в сложившийся коллектив со своей энергетикой и видением миссии музея. Непростой период притирки прошел, началась работа.

– Это значит, вы сформировали свою команду?

– Как в поговорке про новую метлу. Я лишь сейчас в полной мере поняла ее смысл. Краеведческий музей – огромное культурно-образовательное пространство, сотканное из уникальных артефактов, знаний, традиций. Но устаревшие формы и способы их донесения до жителей и гостей региона давно уже не соответствовали реалиям информационного мира. Этот умный механизм хорошо работал в ХХ веке, но в новом стал пробуксовывать. Притом что и в высокотехнологичном мире никто не отменял просветительской функции музея, одной из важнейших. Коллектив обновился, это правда. Люди, способные принять вызовы времени и работать на решение поставленных им задач, остались. Те, кто оказался не готов к этому по тем или иным причинам, ушли, и это логично.

– Нынешней зимой на площади Октября краевой столицы появился баннер музея со слоганом «Меняйтесь вместе с нами». О каких переменах идет речь?

– Эта брендовая кампания развернута для того, чтобы жители края и его гости знали: музей – не пыльная шкатулка на антресолях. Он живет, работает, меняется и готов отвечать запросам общества. На всех направлениях модернизации нас поддерживают Правительство Алтайского края и Министерство культуры региона. Так, мы входим в проект глобальной реконструкции здания музея на улице Ползунова, 46 с полным демонтажем и обновлением экспозиций.

Приобретения

– Наверняка найдутся люди, ностальгирующие о «старом» краеведческом музее. Увидим ли мы в новых интерьерах знакомые раритеты, того же легендарного лося например?

– Могу заверить, все «фирменные» экспонаты, бесценное культурологическое наследие края сохранится, но будет представлено в новом формате. Внешне, может быть, этого пока и незаметно, но перемены уже идут. В конце 2018 года отреставрированы многие предметы археологической экспозиции, более сорока чучел представителей алтайской фауны, на очереди – разделы купечества, этнографии. Впервые, пожалуй, за несколько лет музей получил крупный транш, около 800 тысяч рублей, из краевого бюджета на приобретение редких старинных экспонатов. На эти средства мы приобрели коллекцию икон XVIII – XX веков, ломберный столик, чемодан… Они стали новогодним подарком жителям края, а потом войдут в новую стационарную экспозицию. Через наши странички в соцсетях мы привлекаем пользователей к обсуждению экспозиционных новинок. К слову, количество подписчиков АГКМ резко выросло в последнее время, расширились возрастные рамки интернет-аудитории, от подростков до пенсионеров. Новости обновляются ежедневно утром и вечером, в самые «смотрибельные» для новостных лент часы. Мы выходим на разные уровни подачи информации, делаем ее легкой для восприятия, дополняем инфографикой, иллюстрациями.

– К слову, о сетевых технологиях. Фишка ведущих музеев страны – виртуальные экскурсии. В один клик можно увидеть любую экспозицию. Заработают ли они в полной мере в краеведческом музее?

– Обязательно, это одна из задач ближайшего будущего. Но прежде нужно «поднять» сайт АГКМ, сделать его современным. Работа над созданием уникального интернет-продукта, интересного даже случайным посетителям, кипит.

– Год назад случился пожар в помещении военно-исторического отдела на пр. Комсомольском, 73-б. Будут ли его восстанавливать?

– И это здание войдет в реконструкцию с расширением экспозиционных площадей за счет увеличения помещений. Коллектив музея совместно с экспертной группой в составе известных специалистов Николая Дмитриевича Ростова, Ольги Николаевны Труевцевой, Татьяны Ивановны Егоровой и видных общественников работает сейчас над новой концепцией военно-исторического отдела в интересном молодежи формате военно-патриотического воспитания.

Многоточие

– 2019-й – год столетия нашего земляка оружейника Калашникова. Каких новинок стоит нам ждать в связи с этим событием?

– На базе музея его имени в Курье будет создана экспозиция «Мир увлечений Михаила Тимофеевича Калашникова», в том числе там появится новый тир, будет музеефицирован автомобиль «Нива», подаренный им музею. В рамках подготовки к празднованию 100-летия великого человека, события федерального масштаба, музей поучаствовал в работе культурного форума в городе на Неве, где встретились с руководством санкт-петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, заручились их поддержкой в организации передвижной выставки из музейных фондов в Барнауле и Курье. Параллельно мы запустили в соцсетях викторину «100 фактов из жизни Михаила Тимофеевича Калашникова», по ее итогам разыграем достойный призовой фонд. К участию приглашаются все желающие.

Особо хотелось бы отметить, что у музея появился хороший спонсор, банк «Открытие», при его поддержке мы готовим к выходу в свет тематический каталог по М.Т. Калашникову, а также другие интерактивные проекты. Вообще, слово это – «интерактивный», наверное, лишнее применительно к АГКМ. Музей, в принципе, должен быть таким. Он живет, когда есть обратная связь.

– Как относитесь к полемике в Сети по поводу нового логотипа музея?

– Хватает и положительных отзывов, и критики. Меня радует сам факт бурного обсуждения, ведь в нем участвуют люди из многих регионов, в том числе и те, которые в сторону краеведческого музея раньше вообще не смотрели! Профессиональные советы наших партнеров помогают совершенствовать логотип, в котором есть и год основания музея, 1823-й, и знак бесконечности его развития… Не ошибается тот, кто ничего не делает. Всегда есть над чем работать. Мы открыты сотрудничеству с реальными и виртуальными нашими посетителями.

– Можно ли в такой работе поставить точку когда-нибудь в обозримом будущем?

– Только в ряду многоточия. Первая – через четыре года, когда будем отмечать двухсотлетие АГКМ. Планов много, так, при поддержке Министерства культуры Алтайского края и банка «Открытие» хотим выпустить тематические каталоги из фондов АГКМ, которые должны стать подарочным изданием.

– Амбициозны ли вы настолько, чтобы сделать краеведческий музей ещё одним брендом Алтайского края?

– Дай бог и такое случится. Во всяком случае, задачу стать одним из лучших музеев Сибири мы перед собой поставили и делаем для этого всё возможное. Переводим работу отделов и структурных подразделений на качественно иной технологический уровень, участвуем во всевозможных грантах и федеральных проектах…

Справка
На должность директора АГКМ Наталья Вакалова назначена в сентябре 2018 года. Стаж работы Натальи Владимировны в сфере культуры и высшего профессионального образования – 25 лет. С 1994 по 2001 год – экскурсоводом и научным сотрудником музея; в 2001 году – ассистентом кафедры истории и музееведения АГИК; в 2006-м она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Становление и развитие музейного дела в Томской губернии конца XIX – начала ХХ в.»; в 2007-м возглавила музей «Город». Под ее руководством созданы современные экспозиции по истории Барнаула, реализованы крупные региональные и международные культурологические проекты.

Фоторепортаж