К 140-летию Георгия Гребенщикова в Барнауле презентовали новый сборник его произведений

16:16, 12 октября 2023г, Культура 848


Фото: Евгений Налимов
Фото: Евгений Налимов

140-летие писателя и общественного деятеля Георгия Гребенщикова отметили в Барнауле презентацией нового сборника его произведений и музейной выставкой в ГМИЛИКА.

Кроме того, публике продемонстрировали скульптурный портрет писателя авторства барнаульского скульптора Михаила Кульгачёва. Михаил Алексеевич воссоздавал образ Гребенщикова по малочисленным архивным фотографиям, и отныне этот бюст войдет в экспозицию Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Директор ГМИЛИКА Игорь Коротков уверен, что новая работа станет смысловым центром экспозиции: «Мы видим лицо человека, в котором отражены его судьба, характер и миссия, и нам эта вещь очень поможет в будущих рассказах о замечательном писателе».

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Абсолютно новое

Все, что опубликовано в 600-страничном сборнике «Сибирский путь: Литературное наследие», для читателя абсолютно ново, как подчеркивает его составитель Владимир Росов – доктор исторических наук, сотрудник Государственного музея Востока (Москва). Материалы были взяты из фондов музея и американских архивов, которые Росову удалось исследовать в течение последних 20–30 лет.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

– Помимо очерков, в сборник вошла неизвестная повесть «Совет королю», которая оставалась в архивах, рассказы и удивительный дневник Гребенщикова, который он назвал «Летопись Тарухана», – рассказывает Росов. – Это духовные поиски человека, который только приехал в Америку, и он охватывает три месяца пребывания в новой стране летом 1924 года. А еще там есть письма Георгия Гребенщикова к художнику Николаю Рериху и его супруге Елене Ивановне.

Как объясняет составитель, ядро материала сборника относится к 1923–1925 годам. Это момент встречи писателя с Николаем Рерихом в Париже и последовавшего за ней внутреннего мировоззренческого переворота. Гребенщиков был приглашен художником в Америку, там началась совершенно новая глава его жизни: он стал директором издательства «Алатас», основанного совместно с Рерихом.

– И его творчество претерпевает кардинальные изменения, это совершенно другой автор: не Гребенщиков алтайской деревни, скажем так, а Гребенщиков, который ищет духовные пути, –говорит Владимир Андреевич. – Идеи, на которых строятся литературные произведения, апеллируют к наследию «Живой этики». И все произведения этого периода исповедальные.

Мечты о великом будущем

Изучением и популяризацией творческого наследия писателя в ГМИЛИКА занимаются уже более 30 лет, и сегодня Игорь Коротков называет его «большим айсбергом в истории мировой культуры», без которого невозможно понять философское наследие русской эмиграции первой волны. За это время прошло множество выставок, открыта постоянная экспозиция, посвященная Рериху и Гребенщикову. Десять лет назад выпущено 
шеститомное собрание сочинений писателя.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

В 2022 году эта работа получила новый импульс: распоряжением краевого правительства был создан оргкомитет по празднованию 140-летия со дня рождения Гребенщикова и 150-летия Николая Рериха, и его возглавил лично губернатор Виктор Томенко. Так, на 2024 год запланирована выставка культурных ценностей Гребенщикова и Рериха (которые передаст в дар ГМИЛИКА Владимир Росов), всероссийская конференция и даже школьные уроки.

Что касается новой музейной выставки «Страна великого будущего», то она посвящена Сибири в публицистике Гребенщикова. Как рассказал ее куратор, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Алексей Онофрейчук, в музее попытались показать трансформацию понимания Сибири через основные этапы творческой биографии Гребенщикова: от этнографически бытописательского в глубокое культурное и историческое.

– На мой взгляд, один из интереснейших экспонатов – тезисные планы лекций Гребенщикова о Сибири, которые он читал таким же, как он, русскоязычным эмигрантам уже в Соединённых Штатах, – говорит Онофрейчук. – По ним можно проследить, как он формировал канву повествования, на что делал акценты. В дальнейшем на основе лекций сложится его самая, наверное, значительная публицистическая работа – книга «Моя Сибирь».

Лекции, по словам куратора, были связаны с амбициозным проектом Рериха по получению концессий и строительству на Алтае в районе горы Белуха. Гребенщиков должен был привлечь к нему внимание американской публики и русских эмигрантов. Однако продолжал читать эти лекции, даже когда проект не осуществился, не оставляя надежду, что это удастся будущим поколениям.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Помимо документов и черновиков, на выставке представлены фотографии известного ученого и путешественника, профессора Томского университета Василия Сапожникова, который запечатлел Алтай начала ХХ века – примерно таким, каким его видел сам Гребенщиков. А барнаульская художница-каллиграф Татьяна Голубева специально для ГМИЛИКА оформила 10 ярких цитат из книги «Моя Сибирь».

Фоторепортаж