Народный театр «Единство» закрывает сезон премьерой спектакля «Последняя попытка»

18:00, 31 марта 2016г, Культура 1867


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Нынешний театральный сезон народный театр «Единство», что в райцентре Хабары, закрывает премьерой спектакля «Последняя попытка» по одноименной пьесе Михаила Задорнова. Зал полон, лишних билетов нет. Успех, которому позавидуют многие городские залы, для самодеятельной сельской труппы дело привычное.

На ура

«В театр попадают раз и навсегда, как под поезд», – обронил как-то известный актер Максим Аверин, и артисты «Единства» с ним согласились. У каждого из них – работа, семья, заботы о хлебе насущном. Но это днем. А вечером – пространство сцены и параллельный мир, в котором можно сотворить любую реальность, лишь бы по душе пришлась актерам и зрителю.

«Единство» – необычное для театра название. 17 лет назад труппа была смешанной, дети и взрослые вместе играли и жили в едином пространстве. Тогда же началась новая жизнь для театрального режиссера Ирины Колосовой. Педагог по образованию, она осталась без работы. В службе занятости предложили попробовать себя в детском театре при районном Доме культуры.

Вскоре подтянулся и взрослый состав, а это уже другой уровень драматургии и режиссуры. Ирина поступила в Алтайский институт культуры. Повезло попасть к замечательному педагогу – профессору кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства Елене Шангиной.

Эта крепкая школа стала основой «Единства», лауреата многих престижных конкурсов. Игра актеров, костюмы, музыка, технические решения, декорации – все, что мы называем театром, работает на единую режиссерскую идею. Но сколько бы ни придумывали драматурги сюжетов, все они сводятся, по сути, к нескольким привычным темам – любовь, верность, добро, дом, семья. Именно такие спектакли, принимаемые зрителем на ура, надолго остаются в репертуаре.

Премьеры в Хабарах не часты. За сезон труппа успевает подготовить и показать землякам одну постановку. И каждый раз Колосова находит повод, чтобы переживать:

– Риск для режиссера и труппы есть всегда. Мы работаем с известным драматургическим материалом, но никогда не знаем, как его примет местный зритель. Например, спектакль «Верую», главный герой которого пьяненький мужичок, мы повезли по селам. Женщины отозвались нелестно. Мол, свои мужья пьют, а тут еще и на сцене пьянку показывают. А после «Прибайкальской кадрили» с песнями и танцами пребывали в неизвестности,  как зал отреагирует на «Последнюю попытку», спектакль-диалог продолжительностью более двух часов. А финал его был таким: зрители аплодировали стоя с криками «Браво!».

Решиться по-своему рассказать известную историю, наверное, не просто. Так, в спектакле «Любовь и голуби» не аллюзии даже, а прямые ссылки на любимый народом фильм, снятый 35 лет назад. Но у Колосовой и ее артистов все получилось. Зритель принял в новом качестве сюжет, в котором есть дом шумной, доброй семьи Кузякиных, разлучница Раиса Захаровна, дядя Митя с его «инфаркт микарда – во-о-от такой рубец». Образы, любимые и понятные зрителю, стали только свежее в свете театральных софитов.

Амплуа

Неужели взрослые усталые люди вечерами пропадают на репетициях ради одного такого звездного вечера с овациями и цветами? Или есть что-то еще? Дарья Геслер по профессии банковский работник, на сцене – прима, состоявшаяся в амплуа комедийной актрисы.

– Как я в театре оказалась? Иногда думаю, как я в банковскую сферу попала. У меня ж вся родня от деда Андрея Егоровича Геслера – театралы и музыканты, я выросла в Доме культуры. Работу свою люблю, но театр и банк – это несравнимо. Сцена – вторая моя жизнь. Устала – отдыхаю здесь. Что-то людям отдам, что-то себе возьму. Обмен энергией очень полезный, говорят.

Остается только гадать, как молодой актрисе, у которой нет пока своего житейского опыта, удаются роли Макеевны в «Кадрили», бабы Шуры в «Любовь и голуби», жены незадачливого героя-любовника Андрея в «Последней попытке». К слову, в этой постановке состоялось замечательное актерское трио. Роль Андрея исполнил директор Дома культуры Евгений Коленько, любовницы – Надежда Скиба. Премьеру она играла с высоченной температурой, но зритель этого не заметил. Вот что значит верность сцене!

Она меж тем всегда подстраивает актерам ловушки, словно подтрунивая над ними, проверяя их находчивость. Не обошлось без неожиданностей и на премьере «Последней попытки». По сценарию Евгению Коленько надо было прыгнуть на диван так, чтоб тот перевернулся. Дальше игра идет уже вокруг перевернутой диванной спинки. На репетициях трюк отработали до автоматизма. Начинается спектакль, актер прыгает на диван, и он… раскладывается. Дарья Геслер выручила импровизацией, ввернув реплику: «Сам сломал – сам и делай». Зритель решил, что так и нужно по сценарию.

«Обязательно посмотрите нашу костюмерную. Гречиха – настоящий талант», – недоумение от этого приглашения актеров проходит быстро. Наталья Гречиха – костюмер. Если нужен шедевральный костюм, а материалов нет – она сотворит.

Но театральный костюм мало сшить. Надо создать образ, опорную вертикаль пространства, созвучную музыке, свету, декорации, режиссерскому замыслу. С куклой еще сложнее. Она будет такой, какой ее сделает мастерица. Иногда над головой какой-нибудь пчелки Наталья трудится больше, чем над костюмом взрослого актера. А о том, что белка сшита из старого домашнего покрывала, а клоун – из бабушкиного ситцевого отреза, зритель, конечно, не узнает. Как и секретов Олега Голощапова, театрального художника с 30-летним стажем. «Замысел режиссера представляется мне не сразу. Но по ходу репетиций я либо разрабатываю идею Ирины Ивановны, либо иду в пику, спорю. Все в итоге решаем коллегиально», – говорит он.

Надо, чтобы декорации не заглушали, а подчеркивали игру актеров. Добиться иллюстративного воспроизведения среды спектакля мало. Важны штрихи. Портреты на стене в интерьере квартиры или кружевные крылышки вместо голубей как символ мечты главного героя. «Костюм и декорации на 50 процентов определяют успех спектакля», – соглашается режиссер «Единства» Ирина Колосова. – А вторая половина – мастерство труппы». Памятуя об этом, актеры готовятся сейчас к традиционному региональному фестивалю «Театральный разъезд». Что привезут хабарские артисты на суд жюри? Еще одну вечную человеческую историю.

Фоторепортаж