"Алтайский моторный завод" отправит образцы своих двигателей в Белоруссию и Петербург

16:00, 26 декабря 2014г, Общество 2973


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В канун Нового года в Белоруссию и Санкт-Петербург будут отправлены опытные образцы двигателей ОАО «Алтайский моторный завод».

Когда 10 декабря нынешнего года на трибуну собрания Союза промышленников Алтайского края поднялся исполнительный директор ОАО «Алтайский моторный завод» Александр Каменев и стал рассказывать о тех проблемах, которые испытывает его предприятие в связи с резким и малопонятным производственникам ростом энерготарифов, автор этих строк был несколько удивлен. Но не сообщением Александра Михайловича о действиях энергетиков, а самим фактом того, что моторный завод после всех постигших его передряг все еще находится на плаву и даже наращивает темпы производства.

О том, что моторный не просто заводится, но понемногу начинает набирать обороты, журналистам «АП» стало еще более понятно после посещения предприятия и экскурсии по его не таким шумным, как бывало раньше, но все таким же огромным, производящим тракторы и гусеницы, дизель-генераторы и двигатели для речных судов цехам.

Курочка по зёрнышку…

В общем, трудятся здесь сегодня по старой русской поговорке: курочка по зернышку клюет, да сыта бывает, а говоря языком дня нынешнего, постоянно расширяя номенклатуру производства. В сегодняшних реалиях это, пожалуй, единственный путь для сохранения и даже некоторого прироста коллектива и продолжения работы моторного завода. Нет, счет здесь сегодня идет не на тысячи, как это случалось раньше, а на сотни выпускаемых в год двигателей, но это тоже реалии нынешнего дня, и с ними моторщикам приходится считаться.

Александр Каменев – человек сдержанный, его оценки нынешней работы завода и ее перспектив довольно скупы, притом что моторный для него, как говорится, дом родной. По словам Александра Михайловича, он здесь «родился». Уже на третьем году обучения в Алтайском техническом университете устроился сюда  наладчиком, работал на разных должностях. Дорос до начальника механосборочного цеха, а затем и исполнительного директора завода, которым стал в октябре 2012 года, когда путём замещения активов было создано новое юридическое лицо – ОАО «Алтайский моторный завод».

Тогда чебоксарской компанией «Концерн «Тракторные заводы» наряду с выпуском дизельных двигателей было принято решение организовать на промышленной площадке ОАО «АМЗ» сборочное производство колесных тракторов «Агромаш-50ТК», 60ТК, 85ТК (из тракторокомплектов ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод») и гусеничных тракторов «Агромаш-90ТГ» (из тракторокомплектов ОАО «Волгоградский тракторный завод» с двигателем ОАО «АМЗ»).

Здесь стоит сказать, что история Алтайского моторного завода началась в 1955 году и была связана с организацией производства сельскохозяйственной техники, предназначенной для освоения целинных и залежных земель Сибири и Казахстана. Вначале Барнаульский комбайно-сборочный завод производил жатки и копнители для прицепных комбайнов, затем в 1958 году завод был преобразован в предприятие по выпуску дизелей и дизельной топливоподающей аппаратуры. Всего за время деятельности завода их было выпущено 3,5 миллиона штук.

По словам Александра Каменева, «предприятие ни на день не останавливало свою работу, хотя, конечно, были и перебои, и спады, выпуск продукции не прекращался».

Для «Кировца» и «Гомсельмаша»

Ныне коллектив составляет 290 человек и эта численность «достаточна для обеспечения потребностей рынка по выпуску двигателей». Конструкторская база предприятия, все необходимые технологии сохранены,  и сегодня АМЗ успешно конкурирует с отечественными и зарубежными производителями аналогичных двигателей.

Высокое качество барнаульских дизелей можно объяснить и тем, что еще в конце 90-х годов прошлого века Алтайский моторный завод совместно с фирмой «Манн» занимался совместными разработками по модернизации и улучшению конструкции дизеля. Были подготовлены объемные, очень серьезные рекомендации в этом плане. Они позволили повысить надежность двигателей, расширить диапазон их мощностей и встать в один ряд с лучшими мировыми производителями дизелей, такими как Cummins, Deutz и другими.

– Пока никто не заявляет о больших объемах выпуска двигателей, – говорит Александр Михайлович. – От опытного образца до массового производства дистанция немалая. Сейчас мы отправляем четыре двигателя в Белоруссию для установки и испытаний на комбайне «Полесье» и один в Санкт-Петербург для «Кировца». В апреле наши питерские коллеги представят для испытаний на Алтайской машиноиспытательной станции первые тракторы К-744. Перспективы здесь – сборка 100 тракторов только на территории нашего края с нашими двигателями и плюс поставки на основной конвейер предприятия.

Аналогичная ситуация с белорусским «Гомсельмашем». Комбайны этой компании собираются сегодня у нас в крае на Леньковском сельмашзаводе. В будущем при оснащении их двигателями моторного завода и барнаульскими шинами сельхозпроизводители края будут иметь серьезные преференции при их покупке, которые им окажет администрация края.

Повлияет, но не остановит

– В целом же экономическая ситуация в будущем просматривается и сложная, и противоречивая, – отмечает Александр Каменев. – С одной стороны, мы ждем повышения интереса со стороны отечественных потребителей к нашей технике, с другой – в связи с ростом курса мировых валют вынуждены мириться с постоянным увеличением стоимости на комплектующие детали, что уже происходит.

Этот фактор, конечно же, повлияет на развитие нашего производства и в определенной степени, возможно, притормозит его. Но точно не остановит. И здесь одним из главных выигрышных моментов является постоянное расширение нами номенклатуры производства и, соответственно, рынков сбыта. Мы сегодня ведем переговоры и уже осуществили привязку и компоновку наших двигателей к грейдерам, выпускаемым на предприятии «Орелдормаш», технике «Брянского арсенала», еще к двум предприятиям в Белоруссии. Это минский «Амкадор», для которого уже в январе будущего года планируем изготовить опытную партию двигателей, и думаю, что уже в феврале также изготовим опытную партию двигателей для комбайнов,  изготавливаемых в городе Лида. Кроме того, мы уже начали поставку двигателей на Онежский тракторный завод. Да, пока счет их идет на десятки, но лиха беда начало. Сегодня у нас уже имеется в активе 12 потенциальных компаний-потребителей,  и если по каждой мы будем иметь 100 штук, то в итоге это будет внушительный объём.

Наряду с этим на Алтайском моторном заводе, образно говоря, возвращаются в прошлое. Здесь вновь, как и в середине 50-х годов прошлого века, готовятся к массовой сборке комбайнов. Новый цех расположится на ранее высвобожденных площадях окрасочного цеха площадью 4 тыс. квадратных метров благодаря модернизации и переносу технологии окраски двигателей на новые площади. Сюда переедет как комбайновая, так и тракторная сборка. В 2015 – 2016 годах здесь намерены выпускать до 150 единиц техники. Все это вполне реальные планы, выполнение которых даст возможность создать на предприятии в 2015 году 40 рабочих мест и еще 30 рабочих мест в 2016-м.

Старые связи не ржавеют

Примечательно, что, имея широкую географию поставок своей продукции,  моторщики традиционно поддерживают тесные связи с коллегами-производственниками родного края. Так, «Барнаултрансмаш» поставляет моторному заводу заготовки для изготовления коленчатых валов, распредвала и шатуна. Работают здесь также и с Алтайским заводом прецизионных изделий и заводом алюминиевого литья,  передали необходимую документацию и ждут предложений от представителей завода навесного оборудования «СДС-Маш», расположенного в Павловском районе нашего края.

Собирают здесь и ходовые системы, а попросту говоря,  гусеницы для тракторов. Траки получают с Урала, пальцы и шайбы делают и собирают гусеницы. И если двигателей в 2014 году на заводе действительно собрали несколько меньше, чем в 2013-м, то в денежном выражении предприятие однозначно сработало лучше – с ростом порядка 15%. Одних только гусениц собирают в месяц на сумму от семи до десяти миллионов рублей. Потребителей хватает и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Так что основания смотреть в будущее с надеждой и уверенностью у барнаульских моторщиков действительно имеются.

Фоторепортаж