Мировая премьера в Барнауле

08:49, 24 июля 2014г, Культура 3292


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Андрей КАСПРИШИН

22 июля в Барнауле стартовали Шукшинские дни на Алтае. И первым большим событием фестиваля стала премьера чрезвычайно амбициозного проекта краевой филармонии – музыкально-драматической сюиты «Мастер» для симфонического оркестра, хора, солистов и чтецов.

Премьеру называли мировой, что вполне оправдано, учитывая статус автора музыки композитора Эдуарда Артемьева да и других участников действа. Она стала продолжением сотрудничества Алтайского края с именитым композитором. Напомним: первым опытом была cимфоническая сюита «Алтайский сказ. Полет над временем», написанная к 75-летию края. Но куда важнее, что эта постановка позволяет здорово освежить взгляд на жизнь, творчество и наследие Шукшина, приблизив к нам его эпоху, которая в каких-то важных деталях уже начала забываться.

Сюита «Мастер» – это специально написанная Эдуардом Артемьевым музыка плюс шукшинское слово, стихи и песни его современников и друзей, насыщенный видеоряд с фотографиями и кадрами из фильмов. Наконец - это работа народного артиста России Сергея Гармаша и известного рок-музыканта Александра Ф. Скляра на одной сцене с артистами барнаульских драматических театров. В либретто, созданном Натальей Гончаровой, небольшие (но мгновенно узнаваемые почитателями) фрагменты рассказов Шукшина перемешаны с выдержками из статей, критических отзывов тогдашних газет. Фактически сюжет охватывает период с 50-х по конец 70-х годов, причем смена эпох, художественных течений и всяческих мод отражена уже в самой музыке Артемьева. Пытаться описать ее было бы в любом случае бесполезно, поэтому ограничимся словами «удивительная» и «философская».

«Деньги тратятся и рвутся, забываются слова, приминается трава, только лица остаются и знакомые глаза...» – актриса Галина Зорина читает стихотворение Булата Окуджавы «Фотографии друзей». На трех больших экранах действительно мелькают фотографии друзей Шукшина, того самого круга блестящей творческой молодежи 60-х, к которому он то ли принадлежал, то ли все-таки нет. Вопрос личных взаимоотношений людей, запечатленных на снимках, вынесен за скобки, гораздо важнее тут общий культурный контекст времени, оттеняющий и без того очевидную самобытность молодого автора, приехавшего из глубинки покорять столицу.

На сцене – оркестр и хор. Слева – стол под белой скатертью, на нем – лампа, пишущая машинка и стопки бумаги, а у стола – изящное кресло, простой грубый табурет и стул. Случайных деталей нет: кресло займет чуть легкомысленная, но в целом сочувствующая Муза в исполнении артистки театра драмы Галины Зориной, табурет – разумеется, Мастер в исполнении Сергея Гармаша, а стул – актер Евгений Любицкий. Последний по ходу действия сменяет целый ворох масок: он то критик, то ироничный внутренний голос Мастера («Ну что, все макаешь перо в правду?»), то примеряет образ Андрея Вознесенского и зажигательно исполняет его «Антимиры», то читает «Любите вы Листа, Моцарта, Сальери» Геннадия Шпаликова. Муза, впрочем, тоже занята: спорит с Мастером, утешает, поит чаем.

Не меньше персонажей за полтора часа действия воплощает актер театра кукол «Сказка» Юрий Антипенков. Несколько лет назад он блеснул в роли Алёши Бесконвойного в «Житейских историях» Олега Пермякова, а теперь был призван тем же режиссером читать всех важных шукшинских героев: Васёку из рассказа «Стенька Разин», сбежавшего из тюрьмы Стёпку, Ивана-дурака («До третьих петухов»), Максима («Верую»). Нельзя не отметить и других чтецов, которые здесь, конечно, гораздо больше, чем просто чтецы, – заслуженных артистов Владимира Филимонова, Николая Мирошниченко и Надежду Царинину, Татьяну Гуртякову, Анну Бекчанову и других. В их исполнении ожили Горыныч, сподвижники Стеньки Разина, поп, верующий в Жизнь. Ожили и стихи: «Не писать о грозе» Ахмадулиной, «Галстук-бабочка» Евтушенко, «Не выходи из комнаты» Бродского.

Наконец, когда кажется, что слов слишком много, эту сложную историю подхватывает музыка. Причем не только музыка Артемьева, но и песни в исполнении Александра Ф. Скляра: «Есть по Чуйскому тракту дорога» (а потом и «Есть в саду ресторанчик приличный»), «Малютка-жизнь» на слова Арсения Тарковского, «Я тут подвиг совершил» Высоцкого.

А что же Мастер? Глядя на своих героев, он заново переживает творческие взлеты, обдумывает неудачи. Сергей Гармаш, конечно же, не пытается «играть Шукшина» – он воплощает фигуру мощного, но усталого художника, задающегося вопросом, зачем же человек пишет и что дает ему на то моральные основания. Многочисленные идеи, перемешанные в полуторачасовом синтетическом сценическом действе, бесконечно умножаются друг на друга, создавая ощущение огромного потока жизни или культуры, в котором все переплетено и взаимосвязано.

Вместо послесловия

«Сюита «Мастер» – попытка отнестись к Василию Макаровичу с точки зрения музыки. Попытка не допустить фальши – самое главное для нас в этом проекте. Самый главный наш посыл – дать молодежной аудитории ощущение, что это что-то невероятное, что-то действительно хорошее», – говорит директор краевой филармонии Елена Надточий.

Барнаульские зрители оценили сюиту «Мастер» по достоинству – в течение нескольких минут зал аплодировал стоя, слышались крики «Браво!». Благодарные зрители дарили артистам букеты, на сцену также вынесли корзину цветов от губернатора Алтайского края Александра Карлина, который также присутствовал в зале. Почетным гостем премьеры стала народная артистка России Нина Усатова.

Фоторепортаж