Лабораторию «Технологии молока и сыроделия» открыли в Барнауле

11:03, 28 декабря 2016г, Общество 1501


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

22 декабря в Международном колледже сыроделия и профессиональных технологий было необычное скопление гостей и журналистов. В этот день торжественно открывали учебно-производственную лабораторию «Технологии молока и сыроделия». Без нее готовить полноценных специалистов было бы весьма затруднительно.

Проблема решена

Учебное заведение образовалось пять лет назад путем слияния трех профессиональных училищ райцентра Алтайское, готовящих специалистов для молочной промышленности. А в позапрошлом году к нему присоединился барнаульский профессиональный лицей № 19. В результате он стал основной площадкой, а алтайская триада получила статус филиала.

В Барнауле готовят социальных работников, закройщиков, парикмахеров, а с прошлого года начали учить на технологов молочных продуктов. И тут возникла потребность в создании для них производственной базы. В распоряжении студентов Алтайского филиала имеется мини-завод, на котором они учатся делать молочные продукты. Но не ездить же барнаульским студентам за 250 километров в Алтайское для выполнения лабораторных работ и практических занятий!

И вот теперь проблема решена в рамках государственно-частного партнерства. Затраты составили 5,6 млн рублей, из них 30% пришлось на внебюджетные средства колледжа и спонсорскую поддержку молокоперерабатывающих предприятий края. Компания «Алтайская буренка» предоставила пять единиц оборудования, высвободившегося после реконструкции. «Оборудование находится в прекрасном состоянии», – отметила директор колледжа Наталья Соловьева, когда на заседании попечительского совета учебного заведения благодарила всех его членов за поддержку.

Помогая колледжу, предприятия преследовали вполне прагматичную цель – получить высококвалифицированных специалистов. А это возможно, только научившись работать руками на современном оборудовании, считает Татьяна Зеленина, начальник краевого управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.

Лаборатория

Старший мастер-сыродел колледжа Маргарита Черданцева знакомит журналистов с только что установленным оборудованием. Оно небольшого размера, полупромышленное. На нем пока можно производить только мягкие сыры, «Советский» не сделаешь: нужны камеры созревания, бассейны для засолки и прочее. «Мы решили начать с производства пицца-сыра, затем будем готовить сыры с плесенью, как нас научили французы, когда три года назад приезжали в Алтайское», – рассказывает Маргарита.

Возле небольшой сырной ванны сгрудились студенты. Мастер подкисляет молоко и измеряет показатель рН. На мое замечание, что сырные ванны для современного предприятия – это вчерашний день, заведующий филиалом колледжа Константин Косых объясняет, что только на таком оборудовании и можно постичь тонкости производства: «Мы можем подготовить технолога работе на автоматизированной линии, но он не будет понимать биохимии процесса и грамотно его корректировать».

В аналитической лаборатории тоже добавилось оборудования: в распоряжении студентов появились центрифуга, вытяжной шкаф, баня для жиромера. Без них качественно провести анализы трудно. Пока студенты учатся титровать, мастер производственного обучения Людмила Стрыгина учит меня определять концентрацию жира в молоке объемным методом с помощью изоамилового спирта и серной кислоты.

Для будущего технолога второкурсницы Анны Ляпшиной работа в лаборатории пока самое интересное. «Мне очень нравятся всякие пробирки и колбы, – рассказывает девушка. – Теперь у нас есть возможность не просто слушать лекции и записывать их на бумагу, а на оборудовании получать практические навыки, несмотря на ошибки». Анна говорит, что из множества профессий, которым она могла бы посвятить себя, выбрала технолога молочного производства, потому что сыроделие на Алтае развивается быстрыми темпами, значит, есть перспективы.

Дуальное образование

Перспективы действительно есть, но только у тех, кто может конкурировать на рынке труда, разбираясь в тонкостях профессии. «Предприятия отрасли нуждаются в профессионалах, которые не просто готовы требовать высокую зарплату и хорошие условия, а могут производить качественную продукцию. Только такую и можно сегодня продать на рынке дорого», – считает Сергей Романов, гендиректор «Алтайской буренки». Он рассказал, что сейчас на молзаводах идет смена поколений и образовалась кадровая дыра, чтобы ее заполнить, предприятия помогают колледжу.

«Сейчас на производство приходят ребята, которые не знают технологии, – откровенно признается Сергей Романов. – Нам приходится обучать их практическим знаниям. А если у человека нет основы, то обучение на производстве получается либо длительным, либо поверхностным».

Гендиректор говорит, что идет попытка сбалансировать теоретические знания и практические навыки: «Для этого предприятие берет студентов колледжа на практику, закрепляем их за мастерами, давая возможность получить навыки на каждом рабочем месте».

Именно о развитии такого подхода в образовании, называемого дуальным, шла речь на заседании попечительского совета колледжа.

По словам Натальи Соловьевой, оно хорошо развито в Белоруссии. Там за каждым профессиональным училищем закреплено несколько предприятий, на которых студенты беспрепятственно проходят производственную практику. Директор колледжа отметила, что белорусская сторона в отличие от испугавшейся режима санкций французской по-прежнему готова принимать наших студентов на практику.

«В Белоруссии используют оборудование и технологии, которых у нас нет, – пояснила Наталья Соловьева. – Наша задача – оплатить дорогу детям, а дальнейшие заботы, включая замечательное питание и проживание, белорусы берут на себя».

Она добавила, что и алтайские предприятия прекрасно взаимодействуют с колледжем в подготовке специалистов по целевому направлению, оплачивают питание во время практики, предоставляют жилье, даже закрепляют к определенному оборудованию. Но к практиканту нужно еще приказом прикрепить наставника и, самое главное, разработать программу прохождения практики согласно профессиональным стандартам предприятия и требованиям системы среднего профессионального образования, подчеркивает руководитель колледжа.

Фоторепортаж