Эксперты отмечают увеличение обращений по начисленным платежам за жилищно-коммунальные услуги

09:13, 18 апреля 2023г, Общество 412


Эксперты отмечают увеличение обращений по начисленным платежам за жилищно-коммунальные услуги Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Если проанализировать мартовские и апрельские жалобы жителей края, которые поступали в Управление по государственному регулированию цен и тарифов, то окажется, что часть вопросов надо было решать совсем в другом ведомстве.

Не по адресу

Вот пример одной из типичных ситуаций: «Интересно, какие счета за тепло получили остальные барнаульцы? Нашей квартире в 46 квадратов за февраль насчитали на 136 рублей меньше, чем в январе (январь – 3566 рублей, февраль – 3430 рублей). Однако по моим расчетам, платеж должен уменьшиться куда более значительно». В тарифном управлении  на это дали совет направить письменное обращение в Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края, приложив копии квитанций за январь и февраль этого года, или доставить лично по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 7. Также обращение можно направить через личный кабинет в ГИС ЖКХ. Специалисты инспекции должны проверить правильность начисления платежей и дать письменные разъяснения в течение 30 календарных дней.

При этом сообщение в соцсетях, форумах или направленное по электронной почте не является основанием для проведения проверочных мероприятий и принятия соответствующих мер надзорным органом.

Но, к сожалению, есть мнение, что и обращение в жилинспекцию (как коротко принято назвать Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края) не всегда приводит к решению проблемы.

«Отдельная тема»

В краевом парламенте в комитете по строительству и ЖКХ затишье было только в период пандемии.

– Теперь все снова вернулось в привычное русло. Обращений по тарифам ЖКХ стало очень много, – отмечает заместитель председателя комитета Людмила Суслова. – Приходят люди со своими квитанциями, и пытаемся разбираться. Ведь есть же еще и злоупотребления со стороны управляющих компаний. Жилищная инспекция – это отдельная тема. Там дают ответы как под копирку: «Это не в нашей компетенции. Это не наши полномочия». Так звучит примерно процентов 70–80 ответов, когда просишь разобраться в конкретной ситуации. Складывается впечатление, что так отвечают, не вникая и не читая. Какой ни задай вопрос, жилинспекция не правомочна его решить!

Когда депутат в свою очередь задает вопрос управляющей компании, то там заявляют: «Не имеете права вмешиваться в нашу внутрихозяйственную деятельность». Этот замкнутый круг, тем не менее, удается разорвать.

Но зачастую оказывается, что и нет никаких нарушений в начислении сумм за ЖКХ. Тогда депутатам из профильного комитета АКЗС остается только посоветовать гражданам обратиться в соцзащиту за субсидией, чтобы как-то компенсировать рост расходов.

Представители соцзащиты, кстати, отмечают, что граждане в последнее время более активно стали к ним обращаться. Но не всегда сразу удается получить компенсацию.

– Например, в Чарышском районе только после моего обращения нашлись основания для граждан получить субсидию, – подчеркнула депутат Суслова. – Люди часто не знают, какие документы нужно принести, чтобы получить субсидию. Но бывает чисто человеческий фактор, когда вместо помощи и консультации на местах просто сразу отказывают, не вникая, не советуя обновить справку или донести еще какой-то документ.

Обращаются за помощью с проблемами по оплате ЖКХ в большинстве представители более старшего поколения, ведь размеров пенсии часто не хватает на самое необходимое. Более молодые жалуются реже, но у депутата Сусловой была целая серия обращений от многодетных мам. Они наряду с пенсионерами, по мнению депутата, являются самой уязвимой категорией.

Можно экономить… на запахе

По мнению Людмилы Сусловой, отказ от мусоропроводов в многоквартирных домах может помочь немного сэкономить.

– В доме, где я живу, мы с первого дня не пользуются мусоропроводом. При этом дом не самый «древний», ему 12 лет, – отметила депутат. – К такому общему решению жильцы пришли из соображений гигиены. Потому что мусоропровод – это всегда не только запахи в подъезде, но и часто всем известные животные. Содержать в идеальной чистоте и контейнер не всегда, наверное, получается, когда его вывозят из подъезда: что-то всегда падает или разливается. Поэтому считаю, что мусоропровод – это худшее из решений в многоквартирных домах.

У жильцов при отказе от мусоропроводов в квитанциях, конечно, останется строка «Вывоз мусора» (с текущими нормативами на человека): ведь неважно как сформировались объемы мусора – через мусоропровод или вынос пакетов на улицу к контейнерам. Но по строке «Текущее содержание жилья», безусловно, можно сэкономить, по мнению депутата Сусловой, ведь в смету включено и обслуживание мусоропровода, который может ломаться, забиваться.

– Какие-то затраты по содержанию есть, от них можно отказаться, – уверена депутат. – Провести один раз дезинфекцию, прочистить, промыть и потом заварить крышку не составит какую-то проблему.

Но для такого решения нужно единое мнение жильцов в том, что для них важнее, комфорт при выходе с мусором на площадку между этажами или чистота в подъезде. Даже у тех, кто совсем не выходит из квартир, все таки есть какие-то помощники, которые выносили бы мусор на улицу.

Если в едином порыве решение по отказу от мусоропровода все же принято, то потом нужно будет найти место для размещения мусорных контейнеров. А вот здесь уже потребуется, наверное, объединить усилия с жильцами соседних домов, чтобы не оказались контейнеры ни у кого под окнами или вблизи детской площадки. Но такое объединение для общей пользы часто пока остается лишь мечтой.

Справка

Для жителей края действуют различные меры поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемые органами социальной защиты населения: компенсации льготным категориям и субсидии в случаях, когда доля платежа превышает 22% от суммарного дохода семьи, либо 18% для семей со среднедушевым доходом менее двух прожиточных минимумов.

Фоторепортаж