Краски сентября

13:45, 26 сентября 2014г, Культура 2672


1
1

В зале Союза художников работает краевая выставка-конкурс «Осень-2014», на которой мастера по традиции подводят творческие итоги года.

А в Художественном музее открылась экспозиция к 65-летию Владимира Тимуша, увидеть на ней можно не только лучшие работы известного монументалиста, но также рисунки и живописные натюрморты его студентов, отмеченные, что вполне естественно, ощутимым стилистическим влиянием учителя.

Новое и лучшее

Таким Выставочный зал Союза художников в Барнауле мы давно не видели: после ремонта закуток, в котором раньше была выставка-продажа, убран и экспозиция «Осень-2014» занимает непривычно большую площадь. Некоторые художники не очень довольны (и понять их можно: где теперь продавать работы?), но зал все-таки выглядит гораздо приличнее.

Традиционно для членов Союза художников осенняя краевая выставка – повод отчитаться о пленэрах и главных творческих удачах уходящего года, а также вручить дипломы лучшим. Так что большинство авторов представили работы, созданные за последний год: «Первый снег в горах» Дениса Октября, «Домик» Сергея Пашкова, «Зимние забавы» Валерия Борзова, «Барнаул» Альфреда Фризена, «Аил в горах» Юрия Бралгина, «Маки после дождя» Михаила Карнаева, «Синий дом под синим небом на улице Ползунова» Леопольда Цесюлевича, «Колодезная вода» и триптих «Окраина» Александра Андрусенко, пейзажи Анатолия и Ирины Щетининых и огромное множество других вещей – всего не перечислить.

Хочется отметить представленную Ларисой Пастушковой новую серию из шести графических натюрмортов «Музейные экспонаты» – они выполнены в эффектной смешанной технике и узнаваемом стиле. Любовь Ботева показала поэтичные пейзажи в технике «бумага, фломастер». Татьяна Ашкинази расширила ироничную серию цветной графики «Сельские мотивы». Владимир Максименко, с удовольствием уходящий от буквальности, написал чудный пейзаж «Большая вода». Александр Гнилицкий представил две большеформатные работы «Раковина» и «Стихия», работающие как диптих, а также таинственный портрет «Гадалка». Словом, внимательный зритель, регулярно заходящий в этот зал, найдет действительно много работ, которых еще не видел.

Что касается графики, здесь также стоит упомянуть серии иллюстраций Бориса Лупачева, изощренные линогравюры Аркадия Казанцева, броский диптих «Вертикаль» Николая Зайкова, карандашные портреты молодого автора Ивана Быкова. Скульптура представлена произведениями Людмилы Рублевой, Михаила Кульгачева, Николая Звонкова.

Впрочем, хороша эта экспозиция не только новинками. Наследники мастеров, ушедших из жизни, представили замечательные работы прошлых десятилетий начиная аж с середины 50-х годов! Здесь и небольшой пейзаж Валентина Курзина «Осень в горах» 1953 года, и тонкие акварели Алексея Югаткина («Хлеб Алтая», «Мартовский денек», «Сейчас зальет» и др.), и живописные пейзажи Семена Чернова, и «Хлеб убран. На полях колхоза им. Шумакова» Майи Ковешниковой (работа сильная и запоминающаяся крайне неудачно размещена в экспозиции). Все-таки сакральную для Алтая тему поля, которая изначально должна была стать вообще одной из главных на выставке, мастера ушедшей эпохи чувствовали глубже и точнее.

Наконец художники разных поколений обращаются к образам выдающихся земляков, прославивших Алтай: здесь есть портреты актера Валерия Золотухина, поэта Роберта Рождественского, режиссера Ивана Пырьева, художника Григория Гуркина, а также неожиданное посвящение Герману Титову от Юрия Лукашина под названием «Подвиг».

Учитель и ученики

Свои юбилейные выставки живописец, монументалист и педагог Владимир Тимуш обычно проводит в краевом Художественном музее. А на сей раз он настоял, чтобы экспозицию запланировали не на май (ко дню рождения), а на сентябрь, чтобы успели вернуться после каникул ученики, ведь именно они должны быть на ней главными.

Поздравить мастера пришли члены Союза художников, а также представители краевой академии культуры и искусств, в которой Владимир Филиппович преподает с 2002 года. И. о. ректора АлтГАКИ Галина Буевич, декан факультета информационных ресурсов и дизайна Елена Балашова и заведующая кафедрой дизайна и архитектуры Надежда Колесникова, поздравляя коллегу, заодно рассказали присутствующим, что среди студентов о его строгости и принципиальности ходят устрашающие легенды. Которые, правда, нисколько не мешают молодежи гордиться своей учебой у Владимира Тимуша. Студенты, пришедшие с цветами, от этих историй смущались и хихикали, Владимир Филиппович, войдя в образ сурового педагога, грозил им пальцем.

– Жители Барнаула знакомы с творчеством Владимира Тимуша с 70-х годов, и за это время художник-монументалист оставил заметный след в истории искусства нашего города: его руке принадлежит ряд очень известных монументально-декоративных объектов, – напомнил присутствующим главный архитектор краевого центра Сергей Боженко. – Прославился он декоративным панно на Доме политической книги на улице Малахова, впоследствии сделал ряд росписей и панно на крупномасштабных плоскостях… Его работы легко узнаваемы, а это верный признак того, что перед нами сложившийся, зрелый мастер.

Впрочем, монументальное искусство в России закончилось еще в 80-х. Другое дело, что уже созданные произведения (а кроме эффектного рельефа «Политическая книга» у Тимуша есть еще и «Мир космосу» на здании городской телефонной станции, и другие важные росписи и мозаики) хозяевам зданий неплохо было бы содержать в хорошем состоянии. Но пока приходится с грустью наблюдать, как с годами блекнет и облезает изящная роспись на старинном «австрийском доме» на улице Гоголя, которую художник еще давно готов был обновить в виде мозаики…

Об интересе художника к иконописи (с которой он впервые соприкоснулся еще на практиках в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Веры Мухиной) на выставке напоминает полотно «Рождение иконы» 2006 года. Вообще, двух залов в крошечном здании на улице Горького, где временно располагается музей, конечно, недостаточно, чтобы сколько-нибудь подробно представить творчество Владимира Филипповича. Но музейщики все же постарались показать работы в ретроспекции, начиная с хорошо известных зрителям полотен, хранящихся в фондах ГХМАК, и заканчивая совсем новыми вещами, буквально только что с мольберта. Здесь и вещи начала 80-х, и целая галерея портретов друзей, написанных в двухтысячные: Юрия Яурова, Евгении Октябрь, Михаила и Людмилы Кульгачевых. Еще есть серия новых натюрмортов, лирические пейзажи и яркий квадриптих «Калейдоскоп. Времена года».

Ну а коридоры второго этажа целиком отданы ученикам.

– Когда мы повесили работы, наши сотрудники не могли наглядеться: такие яркие краски, вкусная, мощная живопись! – сказала куратор экспозиции Наталья Царёва, поблагодарившая за этот праздник цвета лучших студентов Владимира Тимуша.

Кстати, во время работы выставки в музее пройдут творческие встречи и мастер-классы художника и педагога.

Фоторепортаж