Когда грустит больничный клоун

15:00, 20 августа 2015г, Общество 2331


1
1

Барнаульская история проекта «Больничный клоун» началась прошлой весной, когда 15 волонтеров – студентов факультета социологии АлтГУ стали работать с больными ребятишками. С тех пор так и повелось. Недуг пытается украсть у них детство – клоуны его возвращают. Как получается. Кому – маленьким солнечным зайчиком на стене больничной палаты, кому – персональным праздником с доставкой на дом.

То ли группа, то ли труппа

Дурацкий нос, улыбка до ушей и джинсы из-под балахона светофорных цветов – словом, рыжий как рыжий. Знакомьтесь, это Зая. Костя Зайцев, 19 лет от роду. Вместе с друзьями – волонтерами из студенческого клуба интегрированного общения, студентами факультета социологии АлтГУ Дарьей Михайлец, Софией Миллер и Михаилом Титовым (Вася, Вишенка и Мишка) он взялся делать грустное веселым. Поначалу, когда Дарья вернулась из Томска со слета больничных клоунов Сибири, одногруппники недоумевали: клоунада? В больнице? Это как? Сейчас клоунская команда состоит из 15 человек. Осваивать необычные профессиональные технологии будущим коллегам помогает доцент кафедры социальной работы факультета социологии АлтГУ Татьяна Мазайлова, координатор проекта «Больничный клоун». С весны группа-труппа работает самостоятельно. За это время клоуны успели узнать, что красный нос может изменить мир. Он многое разрешает и многому учит.

Круг людей, способных заниматься больничной клоунадой, очень ограничен. Тут или можешь, или нет. Дело даже не в актерских талантах. Уметь смеяться, когда хочется зареветь в голос, и иметь при себе чемодан с сюрпризиками на все случаи жизни – вот дар, который дается единицам.

Ты такой, какой есть

Детский конкурс «Алло, мы ищем таланты» в комплексном центре социального обслуживания на улице Телефонной. Слепой мальчик Антон, который замечательно играет на баяне. И у клоуна, дело которого – смешить, вдруг предательски щиплет в носу. Потому что на баяне хорошо играл любимый дед Константина (он недавно ушел из жизни), а сам он сколько раз уже давал себе слово выучиться игре на гитаре… С Антоном они теперь друзья. Знаете, как можно играть в мяч, когда ничего не видишь? «Его руки становятся продолжением моих, так мы перехватываем подачи, отбиваем их. Антошка счастлив – получается! У него весь мир – на кончиках пальцев. На ощупь он и читает, и рисует. Работы мальчика представлены в проекте «Картина в 4 руки», открытие которого прошло этим летом в ГМИЛИКА.

Праздник в честь 20-летия общественной организации «Незабудка». Его устроили для семей края, в которых растут дэцэпэшки – дети, страдающие детским церебральным параличом. Сонечка, пусть и неуклюже, но, слава богу, ходит благодаря упорству мамы и врачей. Догонялки? Нет, такие игры не для нее. Пока не появляется огромный Заяц, Костя, переодетый в ростовой костюм. Через десять минут взмыленный в «заячьей шкурке» Зая Зайцев попросил пощады у девчушки, которая на глазах у изумленной мамы бегала. Впервые в жизни.

– Мы раньше думали, что болезнь – это сплошные слезы. Шли в детское отделение и гадали, что же нас ждет в палате. На самом деле это обычные дети и они многому нас могут научить, – говорит Зая. – Это трудно. Но им-то еще труднее. У нашего клоунского тандема есть способ перевоплощения: вдох – надеваем нос – выдох – и вот мы уже не мы, а Мишка, Зая, Вишня, Вася. Мы молодцы, если с нами ребенку становится легче. И не важно, что сами ощущаем себя выпотрошенными.

– Костя, а чем больничный клоун отличается от циркового? Может, вас правильнее называть аниматорами?

– Ни в коем случае. Аниматорская программа рассчитана на потребителя. А наши детки – это партнеры, они задают тон. Есть у нас запас игр на все случаи жизни, но мы не работаем по готовым сценариям, всегда импровизируем. Этим, пожалуй, и отличаемся от цирковой клоунады. Человеку не всегда должно быть весело, главное – уловить его настроение и стать грустным клоуном, если ему так хочется. Однажды во время акции «Доставка добра на дом» мы пришли к Полине, девочке с тяжелой формой ДЦП. Она поначалу не реагировала на нас. Мы начали с массажа рук и ног, со спокойных игр и потихоньку «разыграли» ее. Она просто стеснялась своего состояния, и мы дали ей понять: то, что она считает минусом, легко обернуть плюсом. Она такая, какая есть. И мы любим ее.

«Страшновато, но я готов»

У ребят все получается, и Татьяна Мазайлова подумывает запустить клоунов в самые тяжелые отделения, хирургии, например, или онкогематологии, где дети лежат месяцами. Готовы ли они? Впервые с начала разговора Константин перестает улыбаться:

– Не могу говорить за других. Мне страшновато, но я готов работать с детьми, болеющими раком. У тех, кто долго находится на химиотерапии, сил на игры просто нет. Но их хорошее настроение – это тоже часть лечения. Врачам важно, чтобы малыш, который и еду-то не принимает, противостоял болезни. И главное тут, конечно же, не качество клоунады, а тарелка супа, съеденная на пару с клоуном. Любой доктор вам скажет: аппетит – признак того, что ребенок пошел на поправку. Я стараюсь учиться у больничного клоуна России Константина Седова и прочитал как-то в одном из интервью, что для него самое страшное. Привязаться к «своему» ребенку, болеющему раком, а потом, придя однажды в палату, не увидеть его там… Меня этим откровением – как молнией…

Мечта Зайцева – побывать на мастер-классах клоуна Кости, Константина Седова, гуру всех клоунов – волонтеров России, чья клоунада в отделениях онкогематологии и хосписах часто становится последней радостью ребенка.

Одна мысль не дает мне покоя. Как этот парень с совсем еще мальчишеским лицом справляется с эмоциональным грузом, который добровольно взял на себя? Развеселить ребенка с подавленным иммунитетом, который полгода лечится в туберкулезном санатории, или сделать так, чтобы тебя обняли ручки, искореженные ДЦП, – не это самое трудное. Как растянуть ресурс собственного сердца, чтобы его хватило на всех, и не выгореть при этом?

Впереди у группы – труппы новый год и новые проекты. Клоунада – дело серьезное. Как сказал Костя: «Я – ленивый человек, но теперь во мне все время включается ответственный Зая. Жить, как раньше, он уже не даст. И не оставит наших детей наедине со слезами. Мы лучше будем смеяться вместе».

То ли группа, 
то ли труппа

Дурацкий нос, улыбка до ушей и джинсы из-под балахона светофорных цветов – словом, рыжий как рыжий. Знакомьтесь, это Зая. Костя Зайцев, 19 лет от роду. Вместе с друзьями – волонтерами из студенческого клуба интегрированного общения, студентами факультета социологии АлтГУ Дарьей Михайлец, Софией Миллер и Михаилом Титовым (Вася, Вишенка и Мишка) он взялся делать грустное веселым. Поначалу, когда Дарья вернулась из Томска со слета больничных клоунов Сибири, одногруппники недоумевали: клоунада? В больнице? Это как? Сейчас клоунская команда состоит из 15 человек. Осваивать необычные профессиональные технологии будущим коллегам помогает доцент кафедры социальной работы факультета социологии АлтГУ Татьяна Мазайлова, координатор проекта «Больничный клоун». С весны группа-труппа работает самостоятельно. За это время клоуны успели узнать, что красный нос может изменить мир. Он многое разрешает и многому учит.

Круг людей, способных заниматься больничной клоунадой, очень ограничен. Тут или можешь, или нет. Дело даже не в актерских талантах. Уметь смеяться, когда хочется зареветь в голос, и иметь при себе чемодан с сюрпризиками на все случаи жизни – вот дар, который дается единицам.

Ты такой, какой есть

Детский конкурс «Алло, мы ищем таланты» в комплексном центре социального обслуживания на улице Телефонной. Слепой мальчик Антон, который замечательно играет на баяне. И у клоуна, дело которого – смешить, вдруг предательски щиплет в носу. Потому что на баяне хорошо играл любимый дед Константина (он недавно ушел из жизни), а сам он сколько раз уже давал себе слово выучиться игре на гитаре… С Антоном они теперь друзья. Знаете, как можно играть в мяч, когда ничего не видишь? «Его руки становятся продолжением моих, так мы перехватываем подачи, отбиваем их. Антошка счастлив – получается! У него весь мир – на кончиках пальцев. На ощупь он и читает, и рисует. Работы мальчика представлены в проекте «Картина в 4 руки», открытие которого прошло этим летом в ГМИЛИКА.

Праздник в честь 20-летия общественной организации «Незабудка». Его устроили для семей края, в которых растут дэцэпэшки – дети, страдающие детским церебральным параличом. Сонечка, пусть и неуклюже, но, слава богу, ходит благодаря упорству мамы и врачей. Догонялки? Нет, такие игры не для нее. Пока не появляется огромный Заяц, Костя, переодетый в ростовой костюм. Через десять минут взмыленный в «заячьей шкурке» Зая Зайцев попросил пощады у девчушки, которая на глазах у изумленной мамы бегала. Впервые в жизни.

– Мы раньше думали, что болезнь – это сплошные слезы. Шли в детское отделение и гадали, что же нас ждет в палате. На самом деле это обычные дети и они многому нас могут научить, – говорит Зая. – Это трудно. Но им-то еще труднее. У нашего клоунского тандема есть способ перевоплощения: вдох – надеваем нос – выдох – и вот мы уже не мы, а Мишка, Зая, Вишня, Вася. Мы молодцы, если с нами ребенку становится легче. И не важно, что сами ощущаем себя выпотрошенными.

– Костя, а чем больничный клоун отличается от циркового? Может, вас правильнее называть аниматорами?

– Ни в коем случае. Аниматорская программа рассчитана на потребителя. А наши детки – это партнеры, они задают тон. Есть у нас запас игр на все случаи жизни, но мы не работаем по готовым сценариям, всегда импровизируем. Этим, пожалуй, и отличаемся от цирковой клоунады. Человеку не всегда должно быть весело, главное – уловить его настроение и стать грустным клоуном, если ему так хочется. Однажды во время акции «Доставка добра на дом» мы пришли к Полине, девочке с тяжелой формой ДЦП. Она поначалу не реагировала на нас. Мы начали с массажа рук и ног, со спокойных игр и потихоньку «разыграли» ее. Она просто стеснялась своего состояния, и мы дали ей понять: то, что она считает минусом, легко обернуть плюсом. Она такая, какая есть. И мы любим ее.

«Страшновато, 
но я готов»

У ребят все получается, и Татьяна Мазайлова подумывает запустить клоунов в самые тяжелые отделения, хирургии, например, или онкогематологии, где дети лежат месяцами. Готовы ли они? Впервые с начала разговора Константин перестает улыбаться:

– Не могу говорить за других. Мне страшновато, но я готов работать с детьми, болеющими раком. У тех, кто долго находится на химиотерапии, сил на игры просто нет. Но их хорошее настроение – это тоже часть лечения. Врачам важно, чтобы малыш, который и еду-то не принимает, противостоял болезни. И главное тут, конечно же, не качество клоунады, а тарелка супа, съеденная на пару с клоуном. Любой доктор вам скажет: аппетит – признак того, что ребенок пошел на поправку. Я стараюсь учиться у больничного клоуна России Константина Седова и прочитал как-то в одном из интервью, что для него самое страшное. Привязаться к «своему» ребенку, болеющему раком, а потом, придя однажды в палату, не увидеть его там… Меня этим откровением – как молнией…

Мечта Зайцева – побывать на мастер-классах клоуна Кости, Константина Седова, гуру всех клоунов – волонтеров России, чья клоунада в отделениях онкогематологии и хосписах часто становится последней радостью ребенка.

Одна мысль не дает мне покоя. Как этот парень с совсем еще мальчишеским лицом справляется с эмоциональным грузом, который добровольно взял на себя? Развеселить ребенка с подавленным иммунитетом, который полгода лечится в туберкулезном санатории, или сделать так, чтобы тебя обняли ручки, искореженные ДЦП, – не это самое трудное. Как растянуть ресурс собственного сердца, чтобы его хватило на всех, и не выгореть при этом?

Впереди у группы – труппы новый год и новые проекты. Клоунада – дело серьезное. Как сказал Костя: «Я – ленивый человек, но теперь во мне все время включается ответственный Зая. Жить, как раньше, он уже не даст. И не оставит наших детей наедине со слезами. Мы лучше будем смеяться вместе».

Справка
Константин Седов – основатель всероссийского волонтерского движения «Больничные клоуны», тренер волонтерских команд России, впервые внедривший такой опыт в практику социальной работы с пациентами РДКБ им. Румянцева (Москва) около 10 лет назад. В мире же клоунада, арт-терапия вот уже четверть века – элемент комплексной реабилитации и паллиативной помощи больным детям в больницах и хосписах наряду с медикаментозным лечением. В Барнауле команда больничных клоунов работает в детском 
туберкулезном санатории, ДОТО городской больницы № 12 Барнаула, посещает на дому ребятишек с диагнозом ДЦП, принимает участие в детских праздниках. В 2015 году «Больничный клоун» стал победителем конкурса социально значимых проектов на предоставление губернаторских грантов в сфере молодежной политики для некоммерческих организаций в 2015 году.

(фото предоставлено волонтерами проекта «Больничный клоун»)

 

Фоторепортаж