Ключи – от цивилизации

12:00, 31 марта 2015г, Общество 1908


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Критически осмотрев редакционную «Волгу», заместитель главы администрации Топчихинского района Сергей Мышелов отрезал: «Не пройдет». До Ключей, куда «АП» отправилась по письму жителей поселка, он вез нас по хлябям весенним на всепроходимой «Ниве».

Нижеподписавшиеся

«Наше село часто отрезает от внешнего мира непогода, и тогда не работает общественный транспорт, не возят хлеб и продукты питания, невозможно доставить людей в больницу, вызвать пожарных, полицию» – этот крик души, точнее, 120 душ, подписавших письмо, поначалу вызвал недоумение. Да, дорога от райцентра до Ключей не идеальна, но вполне проходима, без критичных ям и выбоин. То, что люди не раздули проблему, стало ясно на последних километрах. До поселка внедорожник буквально полз юзом. Распутица превратила дорогу в неплохую трассу для экстремальных гонок.

Жители поселка, узнав о нашем приезде, спешили в сельсовет рассказать, как им живется. Для них этот день был хорошим. С утра подморозило, не буранило, не лил дождь и связь с внешним миром по единственной дороге в райцентр была. Но с некомфортным ощущением того, что в любой момент она может прерваться, жители Ключей живут десятилетиями. У Ирины Брежневой, которую здесь из-за фамилии зовут генсеком, болеет мама. Больше всего женщина боится, что однажды, когда случится приступ, ее просто не смогут увезти в больницу. «Если экстренная ситуация, сельсовет и дорогу расчистит, и транспорт найдет, слов нет, ночь-полночь – он проблемы решает. Но когда прошлой зимой неделю буранило, мы как на необитаемом острове оказались. Я всю жизнь здесь живу, и всю жизнь мы маемся. С одной стороны, привыкли уже, с другой – страшно без цивилизации», – вздыхает Ирина.

Воспитатель детского сада Валентина Киршина подписала письмо после того, как ее дочь, студентка одного из вузов Барнаула, не могла выехать из села – дорога была занесена.

Галина Морковина кивает согласно головой: ровно неделю зимой хлеб в село не возили.

– Да не было такого, Алексеевна, – горячится заместитель главы поселковой администрации Валентина Шатилова, – от силы три дня хлеб не доставляли. И как только «окошко» появилось, сразу же «уазик» за продуктами отправили. Ни разу у нас больные не оставались без срочной госпитализации, если нужно, находим способ вывезти человека, а по трассе уже «скорая» из Топчихи его встречает. Да разве у нас одних проблемы с дорогами, техникой для грейдирования и очистки дорог? Фермеры-частники дают ее неохотно. Вот и мы зависим от своего базового предприятия – ООО «Ключевское». Благо помогают предприниматели Виктор Иванович Баткауэр и Виталий Сергеевич Богославцев.

«Кому мы нужны?»

Население Ключей – 529 жителей, в основном люди среднего и пожилого возраста. Старожилы, глядя на весь этот дорожный сыр-бор, усмехаются: «У нас отродясь пути доброго не было, на тракторе, бывало, и то по весенней грязи не проедешь». Первую дорогу в Ключи построили военные лет этак сорок назад. Но они же ее и добили гусеницами танков, которые шли на стрельбы на местный танкодром. Не один год власти района судились с военными за право на эту территорию, и вот недавно суд признал ее землей сельхозназначения. Уже этим летом на экс-полигоне вместо танков появятся подсолнухи. А вот новая дорога вряд ли.

Почему отсутствие надежного транспортного сообщения не беспокоило жителей все предыдущие десятилетия и поднять проблему в СМИ они решили только сейчас? Ответ жителей устами Галины Морковиной,  как нам показалось, вообще не имеет отношения к дорожной отрасли:

– Летом дорога хоть и не асфальтирована, но более-менее… А зимой и в распутицу хоть плачь. Кому мы нужны со своим селом… Прошлой осенью часть урожая в поле осталась и нам в ООО «Ключевское» даже муки не дали на паи. Раньше, если хлеб в магазин не завезут, нам и горя нет, сами печем. А теперь и стряпать не из чего. Но деваться-то нам все равно некуда, будем дальше терпеть и ждать, когда дорогу сделают.

В этой истории – словно две правды. Одна – в том, что трудно Ключам без дороги. Другая – куда более жесткая, связанная с жизненными реалиями – деньгами, техникой, ресурсами. Бюджет, которым располагает глава администрации поселка Ключи Андрей Голубь, хватает на зарплату, электричество и уголь. Есть, правда, у него резервный фонд, на всякий случай – 1 тысяча рублей. Выручают целевые деньги, выделяемые из краевого бюджета. На них привели в порядок поселковое кладбище, подновили мемориал Славы. На подсыпку дороги щебнем денег уже не было, и ее просто прогрейдировали. Шлаком подсыпали подъезды к социально важным объектам – детскому саду и ФАПу, но один день активного таяния снега снова превратил все в месиво. «Весна, значит, сейчас шишек мне достанется», – философски замечает бывалый Андрей Андреевич.

Две новости

«Увы, не получается сделать всё и сразу, щебеночное покрытие – недешевое удовольствие. Но люди абсолютно правы. Дороги должны быть лучше, и мы постоянно обращаемся с этими проблемами к заместителю начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Дмитрию Коровину. В последнее время «Алтайавтодор» ремонтирует трассы многих направлений» – это обнадеживающее заявление глава администрации района Александр Григорьев делает у карты районных дорог. Их длина – 333 километра. Так, в 2014 году 68 миллионов рублей потратили на их капитальный ремонт по федеральной программе, еще 63 ушло на так называемое текущее содержание – подсыпку, грейдирование, профилирование, позволяющие содержать дороги пусть не в идеальном, но в проезжем состоянии. Нынешней зимой, например, трассы к 38 населенным пунктам чистили от снега 11 единиц техники местного ДРСУ и 140 – местных фермеров.

Ограниченность ресурсов заставляет придерживаться приоритетов. Сначала – федеральная трасса, затем – дороги к большим селам, от них техника идет к малым, как Ключи, например, по трассе на Усть-Пристань. Эту щебеночную дорогу год за годом, километр за километром подсыпают. Новость плохая: капитального ремонта дороги на Ключи в этом году не будет. Новость хорошая: эту ветку «Алтайавтодор» включил в план 2015 года с финансированием текущего содержания дорог, позволяющего поддерживать их в проезжем состоянии (в сумме около 100 миллионов рублей).

«Завтра дорога будет лучше, – напутствовал нас в обратный путь Андрей Голубь, – холода обещали, подморозит. Вот только бы снег не пошел…»

Фоторепортаж