Камера, мотор: в Белокурихе прошел первый региональный кинофорум «Новый вектор. Сибирь»

12:10, 08 февраля 2024г, Культура 1026


Камера, мотор: в Белокурихе прошел первый региональный кинофорум «Новый вектор. Сибирь» Фото №1

В Белокурихе впервые прошел масштабный региональный кинофорум «Новый вектор. Сибирь», собравший порядка 130 участников, из которых 40 человек – эксперты, в том числе федеральные кинопродюсеры.

Он был поддержан Президентским фондом культурных инициатив, а свои видеообращения прислали губернатор края Виктор Томенко и председатель правления Союза кинематографистов России Никита Михалков. Среди задач были названы создание площадки для диалога киноотрасли и государства, налаживание коммуникации между региональными кинематографистами и теми, кто может профинансировать их идеи. Кроме того, присутствовали представители властей всех сибирских регионов, которые продемонстрировали свои локации и рассказали о системах поддержки, таких как кинокомиссии и рибейты. В программе нашлось место дискуссиям, кинопоказу и локейшн-туру.

Не только горы

Представляя достижения и возможности Алтайского края, министр культуры Елена Безрукова отметила, что в 2022–2023 годах были приняты ключевые решения – о создании кинокомиссии и рибейтах, то есть о возмещении части затрат кинематографистов на съемках в крае. У нас они составляют 10 млн рублей, компенсировать можно до 30% затрат. Стали привычными питчинги и сценарные лаборатории, есть свой кинофестиваль – Шукшинский – 
с программами полного и короткого метра и документального кино. Многое предстоит сделать в области кинообразования, идет работа над стратегией развития кино.

– Когда говорят «Алтай», возникают ассоциации с горной местностью, но наш край – протяженная территория, здесь есть степи, горы, соленые озера, в том числе с нехарактерной розовой окраской, таежные территории, купеческий Бийск и старообрядческие деревни, – перечислила министр возможные локации. – А я заинтересована в оказании максимальной помощи всем тем, кому интересны съемки на Алтае.

В большинстве сибирских регионов о поддержке собственного кино задумались в последние три-четыре года, но есть и различия. Так, в Иркутской области, по словам министра культуры Олеси Полуниной, – крепкое киносообщество и многочисленное отделение Союза кинематографистов, есть областной кинофонд и 15 частных киностудий, а театральное училище и филиал ВГИКа готовят артистов. В Новосибирской области, как рассказал замначальника отдела профессионального искусства и культурного наследия минкультуры Юрий Яшкин, в этом году еще только планируют запустить кинокомиссию, зато уже создается Фаб-
рика научного кино. А в Томской области в кинопроизводстве уже работают более 30 авторов и компаний, и даже есть свой сериал «Соцсети», который выкупила онлайн-платформа Premier.

Фото: Евгений Тор фото
Фото: Евгений Тор

Понятно и в Индии

– Так исторически сложилось, что у нас не было базового профессионального образования, но яркой движущей силой являются частные, низовые инициативы, а кино выросло из любительского, – говорит Евгений Жуков, руководитель Молодёжного центра Союза кинематографистов Томской области, продюсер и режиссер. – И за последние три года шесть проектов получили прокатные удостоверения.

В пример Евгений приводит томского режиссера Александра Нерадовского, который снимает полнометражные игровые фильмы за собственные очень небольшие средства.

– Когда я на одном фестивале сказал «сто пятьдесят тысяч», меня переспросили, долларов или евро. Нет, рублей, – улыбается сам Александр, приехавший на форум, чтобы найти людей, готовых продвигать его новую картину. – Знаете, хорошее кино может получиться, если мы будем обсуждать не только проблемы МКАДа, но и общечеловеческие, понятные жителю Нигерии, Америки, Индии. А то, что я снимаю фильмы на берегах любимой реки Томь, лишь увеличивает их значимость. И еще любой крупный съемочный процесс привлекает в регион деньги. Например, для фильма «Вера» мы снимали старинную церковь – с высоты коптерами прорекламировали, а теперь на ее восстановление дают деньги.

Ещё 15 Крыжовниковых

Круглый стол с откровенным названием «Как найти финансирование на кино» получился откровенным и по уровню дискуссии. Участвовали Антон Малышев – исполнительный директор фонда «Кинопрайм», гендиректор группы компаний «Приор» Родион Павлючик, генеральный продюсер компании R-media Альберт Рябышев, представители медиагруппы «Красный квадрат» и многие другие. Всем им модератор – известный журналист и продюсер Сусанна Альперина – задавала вопрос: кто даст деньги дебютанту?

– Финансирующая организация должна быть уверена, что команда проекта будет максимально профессиональной, – 
считает Альберт Рябышев. – Получается замкнутый круг, потому что профессионалы стоят дорого. Но откуда они возьмутся, если не будут срабатываться на короткометражных фильмах, которые никто не хочет финансировать?

– 12 лет назад Мининстерство культуры России финансировало три дебюта в год, сейчас больше 20, много делают для дебютантов фонд «Кинопрайм» и Институт развития интернета, – перечисляет Дмитрий Якунин, один из организаторов форума и заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК). – Поэтому мы для себя в фонде выбрали нишу документального кино, которое мало востребовано, и никто системно не работает с региональными киностудиями.

А член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев напомнил, что популярные режиссеры, Алексей Нужный и Жора Крыжовников, тоже когда-то были дебютантами. А теперь в ситуации, когда западные киностудии покинули российский рынок, нам необходимо 
10 новых Нужных и 15 Крыжовниковых, а еще собственные Спилберги.

Спрос на ретро

– Сейчас для дебютантов золотая пора, – считает Родион Павлючик. – Контента не хватает, стране нужно хотя бы 500 фильмов среднего звена и 
20 хороших блокбастеров, а мы два-три года назад производили 150–170, из которых дай бог 30–40 были приемлемого качества. Просто киноиндустрия немного инерционная, большой фильм делается три года от разработки сценария до рисования последних чудовищ в компьютерной графике...

Напряженным получился и круглый стол «Опыт кинопроизводства в Алтайском крае и Республике Алтай», где встретились столичные продюсеры, готовые снимать в наших регионах, и представители муниципалитетов – они рассказывали, что могут предложить съемочным группам. Обсуждались самые практические вещи: каково состояние дорог, можно ли расселить людей, где взять фургоны, генераторы и туалеты, кто накормит съемочную группу, обеспечит безопасность и медпомощь. От Алтайского края участвовали представители администрации Белокурихи, Алтайского района и Бийска.

В конце встречи главный продюсер платформы «Смотрим» ВГТРК Лили Шерозия посоветовала хозяевам встречи, показывая кинолокации, учесть спрос на ретро:

– У вас можно снимать разные временные промежутки, даже в Белокурихе порой ощущение, что попал в машину времени, в хорошем смысле. Поэтому я бы предложила в описании локаций указывать, что у вас есть дома без стеклопакетов. Иногда нужны не красивые локации, а некрасивые (смеется). А за ними из Москвы уже надо куда-то ехать, потому что после реновации у нас и пятиэтажек не останется, а снимать их где-то надо. А иногда вообще нужно снять апокалипсис...

Мнение 

Дмитрий Якунин, генеральный продюсер форума «Новый вектор», член совета ФПРК:

– Одна из целей форума – обмен практиками, но мы всех участников спрашиваем, что делать, чтобы в Сибири снималось больше фильмов, потому что главный KPI – это количество. Основные темы – финансирование, развитие образования, усиление технической базы и профессионализма кадров в Сибири. И презентация региональных киностудий, в том числе уже снятых проектов, которые, возможно, найдут дистрибьюторов, прокатчиков, платформы – это тоже немаловажный итог форума.

Елена Безрукова, министр культуры Алтайского края:

– Огромное количество людей живут там, где родились, работают, никуда уезжать не собираются. И не просто хотят выразить себя в творчестве или развивать региональное кино, а сделать край привлекательнее, жизнь его лучше, а общий тонус и настроение людей – выше. Дать им надежду, что неважно, в какой точке страны ты находишься, можно делать очень многое.

Лили Шерозия, главный продюсер медиаплатформы «Смотрим» холдинга ВГТРК:

– «Смотрим» – это большая платформа федерального масштаба с огромной зрительской базой, которая является агрегатором профессионального контента. И мне кажется, что фильмы из Сибири могут занять на ней заметное место. У нас огромная страна, и для жителей регионов ее главная страница выглядит по-разному: скажем, у зрителей из Грозного есть кулинарное шоу на чеченском языке. Приятные нюансы, которые дают доступ к своему региональному контенту, и в этом у нас много возможностей для сотрудничества.

Фото: Евгений Тор фото
Фото: Евгений Тор

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж