Как в Барнауле учат снимать авторское кино

09:30, 22 апреля 2016г, Культура 2331


1
1

В Барнауле всех желающих учат снимать кино. Корреспондент "Алтайской правды" поучаствовал в съемках и попытался выяснить феномен алтайского кинематографа. Что в нем доминирует - недостаточное развитие кинорежиссуры в регионах страны или же элитарность провинциального кинематографического искусства.

Рождение школы кинорежиссуры

Когда в начале 2016 года объявили, что грядущий год пройдет как Год кино, многие начали вспоминать Шукшина - мол, сейчас на Алтае начнут про него говорить и показывать. Фильм про Шукшина действительно сняли и показали. Но этим деятельность алтайского кино не ограничилась.

В конце декабря 2015 года родились курсы для желающих прикоснуться к искусству кинорежиссуры. Организаторы говорят, что в вузах края этому пока этому не учат, а желающих снимать и творить киноискусство много. Набрали первый поток, а желающих оказалось столько, что второму потоку однозначно быть.

Один из руководителей школы кино - Владимир Сергеевич Кузнецов - говорит, что когда создавались курсы, было принято решение не ставить возрастных, социальных и профессиональных ограничений. Кино - для тех, кто этим горит, а не для тех, у кого есть корочки о соответствующем образовании. Поэтому набор оказался разношерстным, но объединенным идеей.

Кинорежиссура против "самодеятельности свадебных фотографов"

В здании, где находятся курсы кинорежиссуры, пахнет деревом и советскими временами. Скрип половиц и ободранный тощий котенок, убегающий в темноту подвала - первое, что попадается на глаза. Пыльно, пусто, холодно, но по-творчески уютно. 

Владимира Сергеевича Кузнецова я обнаружила в миниатюрном кинозале. В этом зале, как он мне объяснил, проводятся показы для учеников и демонстрируются их собственные работы на зрительско-экспертный суд. 

Вот и сегодня здесь будет проходить показ. В зале вместится от силы человек двадцать, зато все эти люди - ценители кино.

Владимир Сергеевич приглашает меня в свой кабинет. Здесь также, как и везде - пыльно, деревянно, но атмосферно и загадочно.

- На кинокурсах занимаются абсолютно разные ребята - возраст, образование. Мы не делали никаких ограничений. Пробуют снимать, общаются, стараются. Причем снимают неплохо. Есть девочка из Белокурихи, из Бийска – мальчик. Сспециально приезжают сюда позаниматься, привозят свои наработки, мы их отсматриваем, обсуждаем.

- То есть, от теории студийцы уже переходят к практике?

- Да. Некоторые уже довольно давно снимают. Главное то, что они общаются между собой, взаимодействуют. Клуб по интересам всегда способствует большей продуктивности. Есть единомышленники - есть мотивация учиться и делать что-то больше. Очень жаль, что клубов кинолюбителей сейчас нет, нет общения, нет творческого мозгового штурма. Есть отдельные люди, которые что-то хотят снимать - какие-нибудь фотографы, видеографы. Это самодеятельность, разовая съемка, чтобы стать известным. Режиссура - это не хобби, это - образ жизни. И им нужно гореть, как и идеей фильма, которую находит режиссер.

- Чему учат в школе кинорежиссуры?

- Мы стараемся дать им теорию, основы заложить, научить мыслить как кинорежиссер. Планируем продолжать набирать группы, есть уже много желающих. Нельзя делать что-то, когда у человека не горят глаза от идеи. Никогда не получится такое дело хорошо. Оно будет без души.

Сон главного героя

Я познакомилась с Ярославом Кановым случайно, через знакомых. Он предложил мне сняться в его фильме. С этого и началось мое небольшое путешествие в мир авторского алтайского кино.

- Я учился живописи в Новоалтайском художественном училище. Бросил на последнем курсе, нуждался в заработке и доучиться не смог, - делится Ярослав. - Тема режиссуры интересовала меня давно, задолго до того, как я узнал, что в Барнауле появляются курсы. Через интернет разузнал всю информацию, записался.

Заброшенное здание

- Мы будем снимать фильм, в котором трудно понять сюжет. Есть заброшенное здание заводоуправления, там очень живописно. Снимать сцену с тобой будем там. Если ты принцесса, то это не для тебя, - заявляет мне Ярослав в самом начале нашей беседы.

- Я не принцесса - я воин, - говорю смело и гордо.

Я никогда так не ошибалась.

Приезжаю в назначенное время в назначенное место, знакомлюсь с оператором, здороваюсь с Ярославом. Это высокий, худощавый молодой человек с оттенком творческой грусти на лице. Такие оттенки различаются только у творческих личностей, способных загораться идеей и быть ей одержимым. Быть с пустым кошельком, но наполненным искусством.

Притащила я с собой платье в пол, а сама пришла в мини-юбке, как и договаривались. Жду дальнейших указаний.

Ребята повели меня к старому зданию завода. Обнаружилось, что входа по-человечески у этого здания нет. Я немного расстроилась.

Еще больше расстроилась, когда Ярослав сказал, что нужно влезть  в окно, которое находилось на приличной высоте. Последний раз я лазила в окно, когда мне было 16 лет. Я была молода и отчаянна, училась на первом курсе, и мне нужно было попасть в общежитие.

Теперь мне двадцать, и это показалось мне очень страшным, еще и в мини-юбке.

Затаскивали меня по тонкой дощечке вверх, я пищала и молилась. Но этот этап был преодолён.

Внутри было тихо, сыро и пыльно. Мы поднялись на верхние этажи - туда, где находились кабинеты. Этаж, где мы расположились, был наполовину выгоревшим. В одной из комнат кто-то жил - судя по окуркам, матрасам и характерному запаху.

Я переоделась и съемки начались.

Мы снимаем сцены сна главного героя. Я - девочка, которая будет ему сниться. Меня заставили бегать в холод по скользким лестницам в платье принцессы и на шпильках, прыгать на скакалке (на которой я никогда не умела прыгать), лазить по комнатам здания. Я залезала в сгоревший кабинет, ходила по гвоздям, билась головой об деревяшки.

- Я хочу снять сериал в духе Дэвида Линча (прим. кор. - американский кинорежиссер), - объясняет Ярослав. - Будет эксцентрично, несвязно, но красиво.

- Арт-хаус?

- Некрасивое слово "арт-хаус", - хмурится начинающий кинематографист. - Авторское кино, так вернее. Если все получится, сериал будет жить. Очень трудно снимать, когда у тебя совсем нет финансирования. Погоду не угадаешь, актеров не наймешь, а тех, с кем договариваешься, иногда ждёшь по часу, а они не приходят. Кидают. Приходится подстраиваться под условия. При финансовом оснащении все наоборот, - слега улыбается.

Ярослав - творец. Когда начался процесс съемки, он забыл про холод, грязь, копоть, на ладан дышащие стены и потолки в здании и просто растворился в творческом процессе. А я бегала со второго этажа на пятый в голубом платье, подол которого уже был мокрым и серым.

Снимать кино и любить кино - совершенно разные вещи

- В школе режиссуры нам дают много теории о кино, мы анализируем документальные, художественные фильмы, - делится Ярослав. - Конечно, хочется больше практических занятий, но нам пока дают освоить для начала теорию. Снимать пробуем уже сами, и по окончании курсов мы должны снять собственную киноработу.

Съемки длятся уже больше часа, а у меня начинается насморк. Но на это никто не обращает внимания, хотя оператор сочувственно приносит мне куртку в перерывах между дублями. Ярослав в творчестве.

- Мне, как начинающему режиссеру, больше нравится процесс создания самого кино с точки зрения режиссуры. Снимать мне не так сильно нравится, интереснее выстраивать сюжетные линии. Поэтому у меня есть помощник-оператор. Меня не привлекает анализ чужих киноработ, создание своего гораздо интереснее.

- То есть, ты не любишь смотреть кино?

- Нет, игровое кино, которое везде популярно, мне абсолютно неинтересно, - улыбается Ярослав. - Авторское кино можно посмотреть, сложное сюжетное кино, с глубоким смыслом. К слову, многие кинорежиссеры не любят смотреть фильмы. Мне кажется, это вполне нормально.

- А как в таком случае расширять свое режиссерское виденье?

- Иногда лучше прочесть книгу, чем посмотреть скучный и пустой фильм. Кино питается литературой. Большинство фильмов сняты по книжным сюжетам. Поэтому, наверное, лучше быть начитанным. Мне так кажется.

Еще час съемок, и я уеду с ангиной. Но закончить сцену нужно. Поэтому я бегаю по бывшим кабинетам, вылавливаю от руки написанные советским языком протоколы и нахожу подшивки журналов восьмидесятых-девяностых годов.

Алтай - кладезь талантов, но их не ценят

- О местном кино знают мало. Хотя пишут о нем достаточно и говорят. А на деле алтайский кинематограф развивается точно так же, как и весь отечественный. Те же проблемы, те же достижения - все одинаково. Мы не оторваны от общества, кинематограф - это одно общее поле, - четким, поставленным голосом рассказывает Владимир Сергеевич Кузнецов.

- Какие проблемы возникают в этом общем поле?

- Финансирования крайне недостаточно, приходится обращаться к спонсорам, просить деньги через сайты, социальные сети. Но, тем не менее, мы все равно работаем и живем. Конечно, за рубежом делать блокбастеры проще, у них хорошая финансовая поддержка. Мы пока отстаем, поэтому современный отечественный кинематограф выпускает много пустышек. За 2015 год в России было снято более 100 фильмов, представляете?! Из них только пять-семь могут иметь какую-то ценность. Сейчас смотреть на актеров на экране даже немного мучительно. Видно, что актеры хорошие, но иногда герой у них такой, что из него выжать нечего, а они выжимают, чтобы внутреннюю глубину хоть какую-то придать.

- Поэтому в нашем регионе популярнее снимать документальное кино?

- Документальное кино интереснее. Научить человека, не актера, держаться в кадре, развивать сюжет гораздо увлекательнее. Тем более, что в крае не обучают актеров кино. В институте культуры выпускники получают диплом с пометкой "актер театра и кино", но это не так. Не учат у нас технологиям игры на камеру. Кино - не театр, можно начать снимать с финала, а закончить - серединой. И актер всегда должен уметь вжиться в роль с любого места. Пока что такому на Алтае не учат. Кто знает, может, дойдут и до нашего института кинотехнологии актерской игры.

- Что должен знать режиссер, чтобы научиться снимать кино? Чем профессионал отличается от любителя?

- Я не согласен с тем, что кино - это то, что может снимать любитель. Режиссер - это профессия и ей нужно посвящать жизнь. А разовая съемка, потому что так захотелось - это совершенно несерьёзно. Для режиссера крайне важно и необходимо быть начитанным, смотреть много фильмов, учиться на опыте других режиссеров, искать идею для себя. Обязательно нужно знать историю развития кино, особенно отечественного - ведь оно очень сильно влияло на мировой кинематограф. Смотреть Кончаловского, Бондарчука, Михалкова, Феллини - из зарубежных. Нужно смотреть и читать как можно больше. Без этих знаний невозможно научиться снимать и невозможно найти ту идею, которая увлечет тебя целиком.

- А режиссер должен выбрать для себя один жанр съемки - как советует книга "Сценарий на миллион" или все же может быть многогранным?

- Не обязательно придерживаться одного жанра в режиссуре, - улыбаясь, говорит Владимир Сергеевич. - Есть множество примеров разножанровых потрясающих режиссеров, которые начинают, например, с комедии, а заканчивают драмой, или наоборот.

В кабинет зашли зрители, которые ждали показа. Владимир Сергеевич поспешил завершить беседу со мной.

- Спасибо за разговор, - говорю я и прохожу к лестнице на выход. Меня догоняют слова режиссера:

- А вообще, Алтай - кладезь талантов. Очень много у нас талантливых людей, которые любят то, что делают и делают это хорошо. Жаль, что здесь их мало ценят, и они уезжают в другие города. Может быть, когда-нибудь это и изменится.

Ярослав вывел меня через другое окно - в цехах. Там было много битого стекла, зато очень низко. Ангиной я всё же заболела. Зато прикоснулась к тому самому творчеству, которое может быть многим не понятно, но имеет право на жизнь - творчество авторского провинциального кинематографа. Кто знает, быть может, совсем скоро я смогу гордиться тем, что снималась в фильме самогО Ярослава Канова - знаменитого российского кинорежиссера. Ну, а пока ученики кинокурсов делают пробы пера и стараются не опозорить российский кинематограф, а создать нечто, которое будет иметь ценность.

Что мы знаем об алтайском кино?

Роман, студент АлтГТУ:

Если бы я был режиссером кино, я бы снял триллер. Но если серьезно - в нашем регионе я не вижу привлекательных пейзажей и мест для съемок. Мне кажется, у нас кино не развивается. Но в целом можно было бы снимать драму или трагедию - что-то грустное и эмоциональное.

Алина, студентка АККК:

Кино развивается. Просто создаётся впечатление, что его нет потому, что это мало где афишируют и рассказывают. Как мне кажется, у нас не все так плохо и развиваться мы будем в творческих направлениях. В Барнауле есть хорошие режиссеры, просто нужно больше об этом писать и говорить.

Никита, фотограф:

Я знаю ребят, которые что-то пытаются снимать в подполье. У них нет денег, они молоды и авантюрны. Но дальше этого ничего не двигается. На Алтае кино? Слишком непригодные условия. Никому не нужно и неинтересно это здесь.

Полина ЖДАНОВА

 
Фоторепортаж