Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум

19:45, 22 октября 2023г, Общество 726


Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Фото №1
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Фото №2
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Фото №3
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Фото №4
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Фото №5
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Миниатюра №6
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Миниатюра №6
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Миниатюра №6
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Миниатюра №6
Как в Барнауле прошел Международный алтаистический форум Миниатюра №6

Фото Андрей КАСПРИШИН

Над вопросом, кто мы в большей степени, «скифы» или европейцы, размышляли 300 ученых из 9 стран на III Международном алтаистическом форуме «Единство славянских и тюркских народов в истории и современности», проходившем в Барнауле.

Пояс безопасности

По словам Аликбера Аликберова, директора Института востоковедения РАН, д.и.н. (Москва), занимающегося проблематикой славяно-тюркского единства с точки зрения многомерного подхода, Россия сейчас развернулась на Восток, русская культура хотя и европейская по происхождению, но мы евразийская страна. Алтай – центр Северной Евразии. Когда-то здесь была столица тюркского каганата (крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным объединением древних тюрок во главе с правителями из рода Ашина).

– Кто мы – европейцы, азиаты? Самое главное – мы россияне. Этот аспект очень важен, есть русские евреи, татары, в этом смысле мы все русские. Исторически так сложилось, что тюркские народы всегда рядом, и в первую очередь нужно сохранять и развивать отношения с ними, чтобы устоять в сложных геополитических условиях.

Нас сложно ограничить санкциями, поскольку мы крупнейшая в мире страна и у нас много партнеров – государств, граничащих с нашей страной, – отметил Аликбер Аликберов.

Открыл работу форума губернатор Алтайского края Виктор Томенко. Он зачитал приветствие Президента Российской Федерации Владимира Путина к участникам форума:

«Отрадно, что многие идеи и предложения, родившиеся на ваших предыдущих встречах, уже осуществились. Успешно проведена серия археологических экспедиций, организованы школы молодых ученых-алтаистов, издан первый том «Летописи тюркской цивилизации», подготовленный авторитетным коллективом. Уверен, что нынешний форум пройдет в атмосфере творчества и взаимопонимания, даст старт совместным перспективным научным, образовательным, просветительским проектам и программам».

Глава региона отметил, что интерес к форуму, другим мероприятиям, посвященным алтаистике, изучению истории Алтая, становлению его народов, их взаимоотношению между собой, взглядам на нынешнее положение дел и будущее растет из года в год.


– Сегодня, когда мы укрепляем и развиваем наши связи с партнерами из дружественных стран, проведение такого рода мероприятий становится особенно важным, – сказал Виктор Томенко.


Суйунбек Касамамбетов, Государственный секретарь Кыргызской Республики, поприветствовал собравшихся.


– Ни одна страна не может справиться в одиночку с вызовами современного мира. Постсоветское пространство может стать единым поясом безопасности наших стран, – передал он слова президента Кыргызстана Садыра Жапарова.


Новые открытия


На пленарных заседаниях озвучили несколько научных открытий. Об одном из них сообщил Сергей Грушин, заместитель руководителя НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» АлтГУ. Это результат труда ведущих тюркологов российских и зарубежных научно-образовательных академических центров.

Итак, в ходе археологической экспедиции в этом году в Чарышском районе в урочище Балчикова-3 обнаружилось нетронутое погребение кочевника вместе с конем. Были найдены железные удила, стремена, бляшки… Все это представлено в Музее археологии Алтая. На некрополе урочища Балчикова-3 в этом году было зафиксировано более 40 курганов. Это один из самых крупных тюркских могильников на территории Алтайского края, который, предположительно, маркирует северную границу распространения культуры кочевников алтайской степи.


– Чтобы курганы сохранились в первозданном виде, необходимо создание историко-культурного парка. Мы хотим включить это предложение в резолюцию форума в качестве обращения к правительству края, – предложил Сергей Грушин.


О новейших открытиях памятников наскального искусства монгольского Алтая рассказал академик РАН, советник директора Иститута археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) Вячеслав Молодин.


– Главное, что нам удалось в этом году в научной экспедиции по Монголии найти и отработать культовое место, святилище на территории Азии – пункт Бага-Ойгур-5. Я думаю, что это плейстоцен (ледниковый период), хотя есть и противники моей теории. Калгутинский стиль в наскальных рисунках, отличающихся совершенно особой стилистической манерой, мы впервые обнаружили на плато Укок на памятниках Колгутинского рудника. После были найдены наскальные рисунки плейстоцена, где более ранние изображения были перекрыты поздними, относящимися к эпохе бронзы. Нам удалось их скопировать и изучить за этот короткий полевой сезон. Впервые мы обнаружили изображения баранов на памятниках с Колгутинским стилем. Традиционны для этого стиля лошади, олени, маралы, быки. Впервые обнаружены изображения змей. Нам не хватило только мамонтов и носорогов. Но это еще раз подтверждает древность колгутинского стиля в найденном святилище, – рассказал Вячеслав Молодин.


Загадки истории


Мунхбаяр Боролдой, преподаватель Ховдского государственного университета Монголии известен широкому читателю тем, что в 2016 году раскопал сакральное погребение с мумией женщины, на которой была обувь, напоминающая кроссовки «адидас». В соцсетях было много откликов вроде таких: «А что, полторы тысячи лет назад уже носили «адидас»?». В общем, информация вскоре завирусилась в Иинтернете. Между тем, само открытие было замечательным.


– В захоронении обнаружили 5 костюмов национальной одежды,  удила, седло тюркское, кости лошади. Погребальный обряд жертвоприношения с конем пролил свет на тюркские традиции, – рассказал Мунхбаяр Боролдой.


На форум он привез исследование о природных национальных памятниках. Ему удалось на территории Монголии зарегистрировать 95 каменных баб и 30 тюркских поминальников.


Ойбек Махмудов, доцент Национального университета им. Улугбека исследует тему памирских киргизов в период существования Российской империи.
– На восточной части Памира в XIX веке обитали киргизы. Территория Памира имела особый статус. Это был форпост, нависающий над Индией. Регион отличался тем, что его освободили от уплаты налогов из-за суровых климатических условий, в которых выживали только кочевники. Они переселились туда из-за нехватки пастбищ на других территориях, – рассказал Ойбек Махмудов.


В конце материала хочется дать подсказку, где узнать больше про историю тюрков Центральной Азии. В виртуальном музее «Большой Алтай – прародина тюрков».

Фоторепортаж