Как развивалась авиация на Алтае

18:40, 11 февраля 2023г, Транспорт 1352


Как развивалась авиация на Алтае Фото №1

«Алтгублёт», «Калиныч» и печка. Так коротко можно обозначить некоторые вехи пути, пройденные гражданской авиацией в регионе за 100 лет.

Широкое знакомство – на фронте

Общеизвестно, что дебютные (демонстрационные) полеты аэроплана в Барнауле и Бийске прошли в августе 1912 года. Один из первых российских летчиков, Александр Васильев, на самолете «Блерио» всего за 12 минут показывал сибирякам возможности тогдашней небывалой техники.

Но более широкое знакомство с воздушным флотом для наших земляков случилось через два года. На полях сражений Первой мировой войны аэропланы применялись не только непосредственно для боевых действий (обстрелов, метания бомб), но и для разведывательных полетов, когда летчика сопровождал пассажир. Вот и знакомый барнаульцам и бийчанам казанский авиатор Васильев в одном из таких полетов над австрийскими позициями у Львова попал в плен вместе с своим спутником – генералом Евгением Мартыновым.

Как бы то ни было, но и большие самолеты в то военное время показали свои будущие (более разнообразные для мирных целей) возможности по принятию на борт не только одного летчика и пассажира. Например, экипаж детища конструктора Игоря Сикорского самолета «Илья Муромец» состоял из 4–8 человек. Для зарисовок позиций врага с воздуха на таком самолете летал и наш земляк из Бийска художник Дмитрий Кузнецов.

«Илья Муромец» до сих пор считается первым в мире пассажирским самолетом с отоплением, электрическим освещением, спальной комнатой и туалетом.

Всем миром

В нынешнем году исполняется не только 100 лет гражданскому воздушному флоту, но и 100 лет со времени, когда жители Алтая вносили свой посильный вклад в создание советской гражданской авиации.

В 1923 году в СССР началась агитационная кампания по сбору средств на строительство Красного воздушного флота. Собирали деньги и на Алтае. Для популяризации авиационной идеи было создано Всероссийское акционерное общество «Добролёт» (Добровольный воздушный флот), отделение «Гублёт» (Губернский воздушный флот).

В Барнауле 28 апреля 1923 года состоялось учредительное собрание Общества друзей Красного воздушного флота (ОДВФ), которому было присвоено название «Алтгублёт». На самолеты жертвовали средства и коллективы, и отдельные энтузиасты. Например, все сибирские газеты внесли свой вклад в строительство самолетов. Появились благодаря этому аэропланы «Калиныч» (в честь Михаила Калинина – в Новониколаевске), «Кузнечанин» и «Рабочий Кузбасса» (в Кузнецке), «Красный Алтай» (в Барнауле – в честь предшественницы «Алтайской правды»!), «Бийчанин» (в Бийске).

Известно и про создание именного самолета «Алтайский партизан». Значок с его названием сейчас большая редкость у коллекционеров.

Собственное звено

Официальной датой создания в регионе именно «нашей» авиации считается 27 октября 1937 года. С этого дня начало работу Барнаульское авиазвено из 12 самолетов По-2 (15 летчиков и 12 технических специалистов). Первым командиром авиазвена был Сергей Рыбаков. С ноября того же года начались полеты в Бийск, где появилась площадка для приема самолетов. Стартовали и регулярные полеты в районы Алтайского края: выполнялись пассажирские рейсы в Турочак, Солонешное, Быстрый Исток и Петропавловское.

Развитие малой авиации (не только в Сибири) прервала война. Уже 23 июня 1941 года из летчиков Гражданского воздушного флота начала формироваться в Москве авиагруппа особого назначения (МАГОН). В 1942 году группу преобразовали в 1-ю авиационную транспортную дивизию. Известно, что в составе этой дивизии служил и погиб наш летчик-земляк Владимир Шапкин из Барнаула.

В 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ служил уроженец Курьинского района Василий Попов. Он перегнал с Аляски 256 американских самолетов: истребителей Р-63 «Кингкобра», Р-39 «Аэрокобра», Р-40Е «Киттихаук», Р-47 «Тандерболт» и учебно-тренировочных АТ-6 «Тексан», поставлявшихся в нашу страну по ленд-лизу. В послевоенный период за мужество и героизм, проявленные в высокоширотных экспедициях на Севере, гвардии капитану Попову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Авиацелина-2.0

Считается, что новый этап развития авиаперевозок на Алтае связан с целинной эпопеей. С середины 50-х годов на Алтай зачастили и различные зарубежные гости, чтобы собственными глазами увидеть первоцелинников и оценить их успехи. Например, американская журналистка Маргарет Хиггинс в 1955 году наблюдала барнаульский аэропорт таким: «В Барнауле, когда мы приземлились на травяной полосе, к нам подъехала конная повозка. Это была замена «багажному грузовику»! Здание аэровокзала представляло собой просто небольшой домик из толстых бревен. В нем была железная печка. Это было больше похоже на то, что я ожидала от Сибири».

Кстати, этот удививший гостью аэровокзал находился на месте бывшего ипподрома, где и показывал свой аэроплан в 1912 году пилот Васильев.

Только с появлением нового аэропорта и полосы с твердым покрытием стали возможны прямые авиарейсы из Барнаула в Москву. Но непрямыми рейсы стали на время для соседей из Новосибирска. В 1967 году об этом давал репортаж журнал «Гражданская авиация»: «Крупнейшая воздушная гавань Транссибирской магистрали – аэропорт Толмачёво. К перрону подрулил Ил-18. Начинается первый рейс Новосибирск – Барнаул – Москва. Самолет поведут командир корабля Александр Лиманский, второй пилот Кузьма Бельков, штурман Юрий Попов».

В 80-е годовые объемы авиаперевозок в крае составляли уже свыше 700 тысяч пассажиров. Этот исторический максимум зафиксирован, например, в «Энциклопедии Алтайского края».

Виктор Пацар, первый заместитель генерального директора аэропорта Барнаула, считает, что нет противоречий, когда сейчас тоже говорим о достигнутом в 2022 году историческом максимуме.

– Прежние цифры относятся к Барнаульскому государственному авиапредприятию советской эпохи. А 627,6 тысячи пассажиров – это уже исторический максимум, которого добилось авиапредприятие «Алтай», созданное в 1997 году, – уточняет Виктор Райнгардович. – Прежнее предприятие включало в себя летные отряды, авиационно-техническую базу, службу бортпроводников и многое другое. В 1997 году на авиапредприятии «Алтай» вся работа пошла с нуля, в том числе и по пассажиропотоку.

Фоторепортаж