Как предотвратить буллинг и помочь жертвам школьной травли

15:15, 23 ноября 2018г, Образование 2461


1
1

Екатерина Фоминская – директор барнаульского лицея № 2 и медиатор школьной службы примирения. Она учит родителей своих учеников обращать внимание на мелочи в поведении школьников, внешний вид школьных принадлежностей. Все это может показать грамотному родителю, что у ребенка в жизни начался тяжелый период. Ведь важнее всего помочь ребенку вовремя.

– Как только родитель обеспокоился вопросом, что происходит в школе, нужно обязательно обратиться к классному руководителю. Если произошло открытое столкновение, начинают работать школьные службы примирения. Они есть сегодня во многих школах. Многие мамы относятся к ним с опаской, проводя аналогии с педсоветом или комиссией, на которую их вызывают. Очень хочется донести до всех: это интересный и действенный метод решения конфликтов, – рассказывает она.

Школьная служба примирения – сообщество взрослых и детей, которые проводят примирительные встречи между участниками конфликта. При этом нет назидания и нравоучения. Они не работают. Эффективен принцип медиации: каждый участник конфликта высказывает отношение к нему и предлагает способ его решения. Никаких наказаний! Медиатор – посредник. Он ведет встречу, помогает выразить сторонам их «посмотрите, как я страдаю». Форматы всегда разные. Противники встречаются вдвоем или вместе со свидетелями конфликта. А вот результат всегда один. Из практики лицея максимальное количество встреч до примирения – три.

Хорошо, когда в эту службу обращаются сами дети. Но что характерно для буллинга – ребята конфликтуют и мириться не собираются. Волонтеры службы – ученики этой же школы, наблюдая отношения в коллективе, видят назревающие и происходящие конфликты и сообщают о них в службу. Как подойти и предложить встречу – дело медиаторов.

– Когда такой службы нет и классный руководитель разводит руками – подойдите к школьному психологу. Почему-то родители боятся огласки самого факта обращения. Но ведь если конфликт станет открытым, огласка будет в любом случае! Можно подойти к нему без ребенка или обратиться за помощью в центры психологической помощи. Это не всегда платно. К примеру, есть центр «Потенциал», где на безвозмездной основе окажут психологическую помощь и никто об этом не будет знать, – поясняет Екатерина Фоминская.

Другая сторона – сознательная огласка родителем происходящего в соцсетях.

– Есть страшная вещь, которая касается нашей темы, – группы в ватсапе. Недомолвки, недописки, ошибки в фамилиях вызывают такие конфликты, которые мы раньше даже представить не могли. Кроме того, это дело коллективное, и к конфликтной ситуации начинают подключаться те, чьи интересы и не захвачены вовсе. Я постоянно призываю людей: давайте общаться лично, глядя глаза в глаза. Группы такие нужны для выяснения цифр и уточнений. Но как только мама начинает кричать во всех соцсетях: «Я в интересах своего ребенка все бросила, я на страже...» – получается прямо противоположный результат от того, чего ждет ребенок.

По мнению Фоминской, только маленькие школьники верят, что таким образом мама сможет ему помочь. Но даже они понимают затем интуитивно, что мама не только не помогла, но и усугубила ситуацию. В следующий раз такой ребенок не будет ей ничего рассказывать.

– К сожалению, культура разрешения конфликтов – актуальная сегодня тема, мы отошли от нее, привыкли, что, разнеся заявления во все инстанции, прокричав об этом во всех коридорах, мы силой добиваемся, как нам кажется, справедливости. А конфликт не разрешен. Ребенок не научился общаться и не понял, как ему выходить из этой ситуации. Его не вооружили никакими навыками, ему по-прежнему сложно. А действовать-то надо в интересах ребенка, – резюмирует она.

Где могут оказать помощь жертвам и участникам буллинга

  • Городской психолого-педагогический центр «Потенциал», пр. Комсомольский, 77. Тел. (3852) 38-03-77.
  • Алтайский краевой психоневрологический диспансер, Змеиногорский тракт, 69. Тел. (3852) 68-48-99.
  • В районах края: врач-психиатр ЦРБ, межрайонные центры в г. Камне-на Оби, Рубцовске, Бийске.

*   *   *

Отверженные. Не по Гюго

«Гнев может быть безрассуден и слеп; раздражение бывает неоправданным; негодование же всегда внутренне обосновано так или иначе», – писал французский классик еще два века назад. Описывая человеческие пороки, Виктор Гюго наверняка и предположить не мог, что спустя много лет эти слова станут актуальными там, где не должны по определению, – в детском обществе.

Буллинг в школе – история сегодня актуальная. Впрочем, почему только сегодня? Каждый из нас наверняка может вспомнить случаи из школьной жизни, подходящие под это определение. Все их, пожалуй, связывает одно. Часто родители и жертв школьной травли, и, наоборот, агрессоров попросту не знают, что делать в такой ситуации, куда бежать за помощью и, что самое главное, как правильно вести себя, чтобы поддержать ребенка, не навредив ему еще больше. Да-да, в помощи нуждаются не только жертвы, но и те, кто, сбившись в стаю, получают удовлетворение за счет страданий другого. Задача нас, взрослых, не просто погасить конфликт, но и научить все стороны выйти из него так, чтобы повторение этой ситуации было невозможно в будущем. Это значит, что иногда необходимо погасить бушующие эмоции и посмотреть вокруг максимально трезвым взглядом. Наверняка окажется, что вокруг люди, так же, как и вы, заинтересованные в максимально грамотном и эффективном погашении возникшего конфликта.

*   *   *

Важно!

Психолог Евгения Раченко:

– Необходимо различать понятия «жертва буллинга» и «изгой в классе». Изгой – тот, с кем не хотят общаться. Он изолирован. Он и сам не тянется к общению. Жертва буллинга постоянно подвергается травле со стороны класса. Группы в школе, во дворе. Здесь обязательно физическое воздействие, испорченные одежда, школьные принадлежности. Причиной может быть все что угодно: внешний вид, социальное положение, речь, самооценка и т. д.

Если вы заметили изменения в поведении, успеваемости, внешнем виде, характере – это повод выяснить, что происходит в школе. Особенно тревожный звоночек, если ребенок ищет разнообразные предлоги, чтобы избежать учебы.

Многие родители не ходят на родительские собрания. Это неправильно. Ведь там поднимаются разные вопросы от других мам и становится понятно, что происходит в классе, какие сложились отношения между одноклассниками. При этом я бы посоветовала некоторым родителям менее активно участвовать в жизни ребенка. Есть случаи, когда достаточно взрослого ребенка мамы провожают в школу и встречают после уроков, пытаются разрешить конфликты с одноклассниками за ребенка, тем самым, наоборот, их обостряя. В итоге ситуация, которая могла бы разрешиться детьми самостоятельно, раздувается взрослыми до неимоверных размеров и приводит к образованию группировок.

Обязательно обратитесь к психологу, если ваш ребенок не может найти общего языка с коллективом. Часто причина кроется в низкой или, наоборот, слишком высокой самооценке, невозможности реализоваться. Специалист обязательно поможет с этим справиться.

*   *   *

Посмотрите в соцсети ребёнка

Предотвратить буллинг легче, чем бороться с последствиями, считает заместитель главного врача Алтайского краевого психоневрологического диспансера для детей, врач-психиатр Виктор Ведяшкин. И это задача родителей.

Есть такое понятие, как «ответственное родительство», в которое входят порядка пятнадцати составляющих. Не на последнем месте воспитание коммуникации, в том числе с родителями.

– Часто в семьях царит недопонимание. А к подростковому возрасту нерешаемые коммуникационные проблемы внутри семьи выливаются в поведенческие проблемы у подростков. 

Показательны в этом плане странички в соцсетях, считает психиатр. Зайдите на его страницу в качестве гостя. Открытой информации достаточно для понимания, чем живет и увлекается ваше чадо.

– Если ситуация уже произошла и открылось, что ваш ребенок – жертва буллинга или его участник, – разница небольшая. Это кризисная проблема для всех сторон. И у того, кто совершает буллинг, как правило, проблем еще больше: на пустом месте один ребенок не займется травлей другого, – рассказывает Ведяшкин.

По словам специалиста, помощь психолога необходима и родителю. Он поможет принять создавшуюся ситуацию и начать над ней работать. Огласка этой ситуации в Интернете, как правило, носит отрицательный характер, причем не только для прямых участников конфликта, но и для тех, кто связан с ней только косвенно. Не стоит путать с замалчиванием случая! Кстати, этот же специалист в случае необходимости перенаправит к педиатру или психотерапевту и психиатру.

Ребенок нуждается в поддержке родителя. А это значит, что, какие бы эмоции ни бушевали у него внутри, внешне необходимо показывать уверенность и способность справиться с ситуацией спокойно. Кроме того, нанесут вред и попытки решить конфликт с позиции силы.

– Поменялся менталитет общества. Поэтому сегодня «разборки» на уровне «родитель – дети», как правило, только усугубляют ситуацию. И ребенок, которого пытались таким образом защитить, страдает еще больше, – резюмирует Ведяшкин.

Что спросить у учителя? 
С кем ребенок общается в школе, с кем, наоборот, не общается. С кем приходит на уроки и уходит после занятий, ведущий он в классе или ведомый? Ответы на эти вопросы позволят выявить скрытый конфликт и понять механизмы его решения.

Фоторепортаж