Как подготовить будущего первоклассника к школе: советы психолога

11:01, 10 августа 2016г, Образование 1662


1
1

«Прогулять школу», «сделать с ребенком уроки», «не заставлять первоклашку переписывать плохо сделанное задание» – все это похоже на вредные советы для родителей первоклассников.

Однако это не так. Дело в том, что дети испытывают значительный стресс, обусловленный и физиологическими, и социальными причинами именно в возрасте 7 лет. Задача родителей – помочь ребенку пройти этот трудный период и подготовить сына или дочь к испытанию, которым вполне может стать школа при неправильном подходе.

Главный вопрос, который волнует родителей первоклассника: что должен уметь делать ребенок к школе?  Ответы на него будут разниться в зависимости от того, к какому специалисту вы с ним придете. Лучше всего узнать это у учителя, который возьмет ваше чадо в первый класс. А вот что касается общих рекомендаций – они просты: рисовать, бегать, прыгать, рассказывать – все то, чему учат воспитанников в любом детском саду. Однако стоит помнить, что подготовка важна не только для будущих школьников, но и для самих родителей. 

Как говорит руководитель детского центра здоровья Марина Колесникова, первое, о чем следует задуматься, – об организации питания школьника.

– Центр здоровья часто работает в детских коллективах. Наши специалисты спрашивают, едят ли дети дома утром. 65 – 70% опрошенных учеников дома не завтракают. Родители дают им выспаться до последнего момента, затем поднимают и отправляют в школу. Это неправильно. Ведь в лучшем случае там он поест только после второго урока. А если ребенок голоден, ни о каких математике, русском языке или литературе не может быть и речи, – подчеркивает врач.

Чтобы исключить эту ситуацию, специалист рекомендует предложить ученику легкий завтрак – бутерброд, фрукт. Этого хватит, чтобы спокойно дождаться школьного завтрака.

Кроме того,  необходимо помочь спланировать ребенку режим дня так, чтобы была возможность ежедневной прогулки. Причем,  по словам специалиста, дорога в школу и обратно не считается. прогулочный минимум должен быть не менее 4 часов.

А вот как раз что очень любят делать современные родители первоклашек – жестко следить за выполнением домашнего задания, оценивать, насколько хорошо оно выполнено, заставлять переписывать на чистовую и прочее, – не рекомендуют психологи.

– Родители не должны брать на себя контрольные функции,  их задача – подбодрить, узнать, что было в школе, обнять и дать ребенку самостоятельно разобраться с уроками. В противном случае все это плавно перейдет во второй, третий класс и приведет к тому, что школьник вообще откажется выполнять домашнее задание самостоятельно, – предупреждает медицинский психолог психоневрологического диспансера для детей Алла Чуникина. – Кроме того, существует риск нарушить межличностные отношения в семье, что чревато ненавистью не только к школе, но и к собственным родителям. 

По мнению психолога, необходимо обратить внимание еще на один немаловажный аспект – школа должна быть ближе к дому. Потому что ежедневная дорога по пробкам с риском опоздать на занятия и отсутствие школьных друзей около дома относятся к лишним сложностям, которых можно избежать, выбрав учебное заведение поближе.

– Именно в начальной школе идет становление человека в коллективе, формируются умения договариваться, избегать конфликтов и выходить из них. В погоне за престижными образовательными учреждениями этот этап часто выпадает. Кроме того, самостоятельно приходить домой, открывать двери ключом, разогревать себе обед и прочие элементарные навыки должны также прививаться своевременно. У подростка будут уже другие, более важные задачи, – поясняет Алла Чуникина.

Кроме того, не стоит забывать и о физической нагрузке, которая, по словам завотделом спортивной медицины Алтайского врачебно-физкультурного диспансера Елены Мельниченко, должна быть достаточной. Физкультурой, по ее словам, нужно заниматься не менее 5 часов в неделю.

При этом родителям стоит учесть, что дополнительное образование – спортивное, художественное или музыкальное – начинать сразу с первого класса не стоит. Если ребенок не занимался еще до школы, то целесообразным будет начать дополнительное обучение со второго класса. У чрезмерно перегруженных детей нередки нервные срывы. И в этой ситуации родителям как раз пригодятся те самые «вредные советы».

– Можно найти какой-то важный повод для ребенка и прогулять школу,  но при этом не оставить ребенка просто дома, а порисовать, поиграть или просто побыть вместе. Нужно помнить, школа очень важна, но это еще не вся жизнь, поэтому периодически необходимо сбивать накал. Если вы видите, что ребенок сидит уже два часа за домашним заданием, помогите ему – ничего страшного в такой помощи нет: нарисуйте вместе зайца, вырежьте за него кружочки. Много задают не всегда, но если это происходит постоянно и систематически, стоит подумать о том, чтобы поменять школьную программу на более простую, – советует Алла Чуникина.

Психолог настаивает на плотном вовлечении родителей в школьные процессы – помогайте мыть класс, водите вместе с учительницей детей в театры и музеи – в общем, участвуйте в школьной жизни. Опыт показывает: дети, родители которых заинтересованы в успехах всего класса, школу воспринимают не как скучную обязанность. Они испытывают радость от приобщения к новым знаниям.

Фоторепортаж