Из бабушкиных сундуков. В Алтайском крае возрождают народные промыслы

18:30, 08 ноября 2018г, Общество 1968


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Авторский проект возрождения народных промыслов Троицкого района, разработанный преподавателем фольклорного отделения местной ДШИ и руководителем общественной организации «Народное достояние» Татьяной Медведевой, удостоен краевой субсидии.

«В кругу друзей» не первый успешный проект в пятилетней истории «Народного достояния». Выигранные средства помогают обзавестись цифровой техникой, материалами для мастер-классов, обувью и костюмами для фольклорного ансамбля «Большеречье». Надеясь на нынешнюю субсидию по программе «Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае» на 2017 – 2021 годы, общественники мечтают приобрести хорошую видеокамеру.

– Собираемся снять фильм о том, что удалось сделать не только за пять лет нашего пути, но и за весь период изучения фольклорного материала начиная с 90-х годов, когда в районе работал Народный дом, – уточняет Татьяна Валерьевна. – Действуем в комплексе – ДШИ, общеобразовательная школа, музей, детский сад «Родничок». Концертов, мастер-классов и праздников проводим много, но направление одно – сохранение традиционной культуры.

Собеседница вспоминает, с чего все начиналось. Будучи еще молодым специалистом, она ездила в этнографические экспедиции, общалась со старожилами – носителями исконных традиций. Так накопился благодатный материал, который используется по сию пору.

Работается энтузиастам не просто. Из-за того, что район заселял пестрый народ, выходцы из нескольких губерний Центральной и Южной России, трудно найти материал, который с полным основанием можно назвать аутентичным. Такова троицкая глиняная игрушка – ее лепку ребятишки в «Мастерской народных ремесел» осваивают с детсадовского возраста.

Словно зеницу ока берегут воронежский костюм, переданный «Народному достоянию» жительницей Усть-Гавриловки Александрой Павловной Серкиной. Это потом уже участники фольклорных коллективов нашили себе сарафанов и кичек по образу и подобию.

– Если бы можно было открыть бабушкин сундук и достать нужный костюм, было бы проще. Но материальная культура в Троицком районе сохранена хуже, чем, скажем, в Солонешенском, где жили староверы, весьма трепетно относящиеся к своему наследию. К нам же каждая группа переселенцев ехала со своей субкультурой, здесь всё перемешивалось и постепенно утрачивалось. Именно поэтому фестивальные выступления представителей Воронежской области нам бывают понятнее, чем материал, с которым работают местные коллективы, – так Татьяна Валерьевна говорит о проблеме, характерной, в принципе, для всей России.

Утраченное и забытое теперь приходится восстанавливать и изучать уже в ранге грантовых проектов по сохранению и возрождению культуры народа. А ведь все это должно быть у нас в крови – колыбельные над люлькой,  узоры вышитых поясов, обряды старинных праздников...

Выход есть, он – в детях. На фольклорном отделении Троицкой детской школы искусств занимаются сорок ребятишек, и часто бывает так, что после очередного занятия они приносят то чудом сохранившийся в семье свадебный рушник прабабушки, как было с Полиной Караченцевой, то легенду – ее Настя Ельчина из села Белого записала со слов своей бабушки.

– Мы наладили контакт с детьми, а они стали интересоваться прошлым своих бабушек и дедушек. Это главное, что мы сделали за пять лет жизни общественной организации «Народное достояние», – считает Медведева.

Фоторепортаж