Историю прославленного изобретателя поставили в Театре музкомедии

17:00, 13 октября 2016г, Культура 1831


1
1

Театр музыкальной комедии открыл 57-й сезон премьерой спектакля «Ползунов» – дорогостоящей постановки, которая оказалась даже красочнее, чем можно было ожидать.

Это, без всяких оговорок, настоящий мюзикл, каким он и должен быть: яркий, эффектный, с музыкой, застревающей в памяти с одного прослушивания. И, как ни удивительно, за пафосом великого свершения и нежностью романтической линии авторы не потеряли трагедию изобретателя, который опередил время, но надорвался, преодолевая инерцию русской жизни. В театре создали образ живого молодого человека, не лишенного некоторых слабостей, но движимого тем самым фанатичным желанием «облегчить труд по нас грядущим».

Глава в истории

Идею спектакля, в котором драматичная история великого русского изобретателя была бы вписана в историю страны, режиссер-постановщик Константин Яковлев вынашивал несколько лет. В итоге мы увидели абсолютно оригинальное произведение по мотивам пьесы Марка Юдалевича. Либретто написал московский автор Евгений Вильтовский, а запоминающуюся музыку создала известный российский композитор Евгения Терёхина из Красноярского ТЮЗа.

Нужный тон и масштаб происходящему на сцене задали еще до того, как был поднят занавес: на него проецировались огромные золотые шестеренки – детали будущей огнедействующей машины механикуса Ползунова или невидимой машины истории. А на открывшейся сцене мы увидели – нет, не Ползунова, а императрицу Екатерину II в огромной сияющей короне (ее по очереди играют заслуженная артистка России Виктория Гальцева и Татьяна Ремизова). Она «всемилостивейше повелела» развивать горное дело на Алтае – и начался бал, сокрушительный музыкальный номер, в котором композитор соединила мотивы условного классицизма с условным же роком. Высыпавшие на сцену придворные оказались под стать императрице облачены в причудливо стилизованные наряды с каркасами кринолинов и высоких пудреных причесок, усеянными заклепками и розочками, – в общем, это лучше увидеть своими глазами.

Екатерина вообще становится вторым главным действующим лицом: после бала она дискутирует с графом Бестужевым-Рюминым о необходимости реформ и ратует за технический прогресс. В беседе с эксцентричным Ломоносовым (Арсен Митичашвили) живо интересуется наукой. О личном (а на сцене находится ее фаворит граф Орлов, и артист Денис Паньков играет его немножко альфонсом) молодая императрица споет «Не шальная я ничуть, просто самая живая».

Поворотный круг сцены, символизирующий в этом спектакле разом и пространство, и время, переносит нас из дворца на Алтай. Народ отмечает праздник Ивана Купалы, а в музыке появляются фольклорные и языческие мотивы. Здесь возникает любовная линия Ползунова, точнее, целый любовный многоугольник. В него тайно влюблена девушка Василиса (Юлия Пермякова), но у нее есть жених Трифон, а у самого Ползунова – нелюбимая невеста Полина. Впрочем, пока героев куда больше занимает тревожная новость: пришла баржа и завтра всех «угонят в Барнаул» на завод, где люди гибнут от непосильного труда. Несколько человек решаются на побег. Куда? На Беловодье, конечно, на Катунь и Бухтарму! Тут-то и появляется, наконец, молодой изобретатель, чтобы отговорить нескольких доверенных рабочих от бегства: они нужны, чтобы построить его машину, а машина спасет много жизней.

Наш местный миф

А дальше будет поездка «алтайского прожектера» в Петербург за высочайшим одобрением, возвращение домой, вынужденная женитьба на нелюбимой. Злодеем в этой истории по воле авторов спектакля назначен начальник Барнаульского завода Иоганн Христиани, а его комические приспешники – канцелярист и надсмотрщик совершат несмешные подлости. До запуска своей паровой машины реальный Ползунов, как известно, не дожил неделю, и в спектакле зрителям тоже стоит рассчитывать не на миг торжества, а лишь на светлую печаль и немного надежды.

Своего Ползунова артист Михаил Лямин играет фанатично преданным делу. Оказавшись на столичном балу, он вовсе этому не рад и изумленно озирается по сторонам, а получив наконец разрешение на строительство машины, тут же рвется домой. Когда же в неслучайном пожаре сгорает дотла его дом, изобретатель сожалеет только о погибших чертежах...

Некоторые зрители критиковали постановку за пренебрежение исторической достоверностью. Что ж, да, не Ломоносов сыграл решающую роль в судьбе изобретателя, просто он известнее. А основатель сереброплавильного производства на Алтае здесь выведен беспросветным подлецом с невероятными злодейскими мотивами. И все же архивной точности стоит искать в музее, а не в музыкальном театре, где честно постарались создать наш местный миф. Помешать восприятию этого мюзикла скорее уж могут попадающиеся местами необычные рифмы (например, «вставай с колен, Россия, – в единстве наша сила!» больше годится для предвыборного гимна партии).

А вот отсутствие внятной кульминации как раз согласуется с самим духом этой истории: неравная борьба с обстоятельствами, забвение – и хрупкий голос, сквозь века доносящийся до тех самых «грядущих». Да и сам образ Ползунова из музкомедии, пусть и данный очень широкими мазками, несмотря на все условности этого пышного жанра, кажется куда более правдоподобным, чем, например, памятник перед техническим университетом. Только от такого и можно ожидать, что он совершит прорыв – и «сгорит», не успев увидеть результаты своих усилий.

Фото предоставлены театром музкомедии.

Фоторепортаж