Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула

08:28, 02 ноября 2021г, Общество 2607


Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Фото №1
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Фото №2
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Фото №3
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Фото №4
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Фото №5
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Миниатюра №6
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Миниатюра №6
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Миниатюра №6
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Миниатюра №6
Историческая доминанта. Как складывалась судьба первого храма Барнаула Миниатюра №6

Фото Евгений НАЛИМОВ

2021-й – год 250-летия со дня основания каменного Петропавловского собора Барнаула. О судьбе первого храма города мы говорим с секретарем епархии протоиереем Георгием Крейдуном.

– Петропавловский собор – первый, старейший храм Барнаула. Известно, что в 1914 году, несмотря на то что в городе в это время действовало полтора десятка храмов, к Петропавловскому было приписано 6 тысяч прихожан…

– Дело в том, что до 1917 года в России было абсолютное большинство (95–98 процентов) православных. И это большинство составляли не только, как сегодня принято говорить, этнические русские, но и малые народы, принявшие православие. Петропавловский собор был главным в Барнауле, и он располагался, видимо, в густонаселенной части города. К тому же к центральным храмам часто приписывались пригородные населенные пункты, в которых не имелось своих храмов. Поэтому такое большое количество прихожан было в соборе.

История собора берет свое начало в середине XVIII века. Сначала это был деревянный храм, построенный примерно в 1750 году. Рядом с ним находилось кладбище поселка барнаульского завода. Условия труда, жизнь в землянках не были благоприятными для здоровья его рабочих... Лучшего места для кладбища, чем рядом 
с храмом, не найти: Соборная площадь (сейчас пл. Свободы) была местом возвышенным, достаточно сухим – песчаный грунт, сосны. Вокруг же местность сырая, болотистая.

Поскольку завод и поселок быстро разрастались, то уже менее чем через двадцать лет встал вопрос о строительстве нового, каменного собора. На это в 1767 году было получено высочайшее соизволение. Строить начали чуть позже – после переписки, утверждения проекта. Проект был прислан из столицы, откорректирован местными чиновниками.

В 1771 году началось строительство, а через три года собор уже освятили. Достаточно интересный по архитектуре, изначально он был в стиле, называемом «сибирское барокко». Позже, в середине XIX века, его перестроили. Это было связано с необходимостью разместить 10-тонный колокол «Николай» (медь на него пожаловал Николай I). Поэтому к колокольне пристроили третий ярус. А чтобы колокольня не теряла устойчивости, с двух сторон в ее основании расширили приделы. Там появились кабинет настоятеля, библиотека, другие необходимые для деятельности храма помещения.

Нужно сказать, что помимо главного престола, апостолов Петра и Павла, до реконструкции в храме имелся еще престол Александра Невского. Он был устроен в трапезной. Но после реконструкции (видимо, стало ясно, что нужно расширять внутреннюю площадь в соборе для прихожан) престол Александра Невского был убран. В это время в Заячьей слободе организовывался Покровский приход, туда и передали престол Александра Невского.

Печальная судьба Петропавловского собора общеизвестна: в тридцатые годы прошлого века он сначала перестал существовать как храм, а потом был взорван.

– Мы с вами встречались во время археологических раскопок на площади Свободы. Расскажите, что нашел там наш известный ученый Владимир Семибратов?

– В связи со строительством коллектора на ул. Ползунова и периодическим обнаружением там человеческих могил было предписано строителям провести археологические раскопки. В результате нашли кирпичное основание чугунной ограды: она была поставлена вокруг первых могил кладбища, за алтарем деревянного Петропавловского храма.

Внутри этой ограды находились склепы. Мы предполагаем – это наверняка так! – что там был похоронен первый начальник Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр. К сожалению, склеп его был разрушен раньше, еще во время строительства коллектора лет пятьдесят назад, останков не сохранилось. В результате раскопок мы увидели частично, где-то на треть, сохранившийся склеп. Также был обнаружен ряд других могил и – самое интересное! – частично сохранившийся фундамент часовни.

Мы ранее предполагали, сейчас же можем точно сказать, где находился первый, еще деревянный храм. На его месте построили часовню «Достойно есть» – значит, определив место часовни, мы теперь знаем, где был первый храм.

А вот каменный Петропавловский собор был построен чуть севернее, ближе к нынешней ул. Пушкина. Потому что вокруг первого, деревянного храма уже разрослось кладбище и для строительства выбрали свободное от захоронений место.

– Насколько я помню, когда-то шла речь о музеефикации фундамента Петропавловского собора. Но сейчас уже стоит вопрос о восстановлении собора, причем на том месте, где он был изначально?

– Вопрос археологических раскопок, музеефикации – это составляющая единой задачи воссоздания культурного наследия Барнаула. И в этом случае мы можем говорить и об отдельных этапах, и о конечной цели. Общемировая традиция – все то, что утрачено, если это возможно, каким-то образом зафиксировать в истории, музеефицировать или восстановить.

Это все нужно делать, потому что время уходит, а культура должна сохраняться, наследие – передаваться из поколения в поколение. Поэтому сегодня не снят вопрос о музеефикации первого барнаульского мемориала – кладбища, часовни, первого храма, фундаментов строений, которые были возведены на площади Соборной. Там, по сути начинался город, формировалась архитектура. Тем более что наверняка среди коренных жителей Барнаула немало потомков тех, кто приехал сюда, работал на заводе, строил город. Мы – наследники своих отцов, а память предков нужно беречь.

– Архитектор Деринг говорил о сакральном круге Барнаула – собор был его центром. Но если «возвращать» на исконное место собор?.. Во-первых, архитектура того места изменилась. Во-вторых, какова будет судьба чрезмерно богатого на памятники сквера?

– Вопрос о сакральном круге Барнаула продолжает тему сохранения культурного наследия. Барнаульский архитектор Александр Деринг решил нанести на карту все соборы города, в том числе и утраченные. Было подмечено, что практически все храмы в исторической части Барнаула располагаются по кругу, а центром его является Соборная площадь, Петропавловский собор. Это очень интересное и, может быть, неслучайное совпадение, которое должно заставить нас сегодня задуматься: в этом, видимо, есть какая-то глубинная связь между поколениями. Нам удастся хотя бы отчасти этот сакральный круг Барнаула воссоздать – там, где можно, в реальных памятниках архитектуры, где нельзя – в памятных табличках.

Если говорить о восстановлении собора, то нужно понимать, что архитектура, конечно, изменилась, но не кардинальным образом. Вокруг площади Свободы сохранились исторические здания, которые или уже восстановлены, или ждут своей очереди. Так что в целом, если Петропавловский собор снова встанет на свое историческое место, то мы сможем вернуть – близко к первоначальному! – исторический облик нашего города.

Очень многое сделано уже городской администрацией, правительством края по благоустройству исторического центра. С лестницы Нагорного парка открывается прекрасный вид на Барнаул. Видим мы оттуда и площадь Свободы. Сейчас там просто зелень, некий провал в панораме города, но, если собор будет восстановлен, историческая часть Барнаула снова получит свою архитектурную доминанту.

Что же касается памятников в сквере… Речь в первую очередь идет о памятнике жертвам репрессий. Он может быть передвинут и займет достойное место в сквере. Бюсты же Плотникова и Ползунова практически не попадают под «пятно» фундамента собора.

– Я нашла очень интересный научный труд «Опыт графической реконструкции первого иконостаса барнаульского каменного Петропавловского собора». Скажите, насколько реально восстановить иконостас в его первоначальном варианте?

– Действительно, сегодня много архивных материалов о первоначальном архитектурном облике собора, о том, как он отделывался, какие элементы, цвет фасадов были, чем красили. Даже известен состав икон, бывших в храме на момент 1923 года, есть документы по иконостасу – сохранились договоры с его резчиками. Конечно, все эти архивные материалы будут в полной мере учтены. И облик собора, и внутренний интерьер станут примерно такими, как прежде. Но нужно понимать, что материалы и технологии, использовавшиеся прежде, могут быть не очень актуальны – есть более качественные современные.

К нашей радости, сохранились артефакты, в том числе иконы того периода. Мы допускаем, что сохранились даже иконы из иконостаса Петропавловского собора. К сожалению, на них нет четкого указания на принадлежность, но по стилистике, по живописным характеристикам (и по архивным данным) можно предполагать, что иконы, находящиеся сейчас в музее Барнаульской епархии, могли находиться прежде в соборе.

– Никто не знает больше вас о протоиерее Анемподисте Завадовском. Как сложились судьбы членов его семьи?

– Протоиерей Анемподист Завадовский был много лет настоятелем Петропавловского собора, в начале XX века – благочинным, вел очень большую работу: был и смотрителем в Барнаульском духовном училище, и законоучителем, и попечителем благотворительных обществ – перечислить все заслуги его невозможно. Многое не сохранилось в архивах, а что-то было специально уничтожено в годы репрессий. Сохранилась могила Завадовского на Булыгинском кладбище. Что касается потомков – среди его детей были священники, доктора, учителя. В советское время их репрессировали, они выживали как могли. И несли просветительскую миссию.

Есть интересный эпизод, связанный с его потомками. Предположительно его внучатый племянник, о. Пётр Завадовский, был регентом церковного хора в двадцатые годы. В Великую Отечественную выступал с бригадой артистов в действующих частях. Попал в плен… Это сделало сомнительным безопасное возвращение на Родину, поэтому Пётр Николаевич Завадовский оказался вместе с семьей в Бразилии. Он стал там священником и – когда в России многое разрушалось и утрачивалось! – построил в южной стране храм… И был он освящен в честь апостолов Петра и Павла. Это, по сути, создает некую связь времен и территорий.

– На круглом столе, состоявшемся этим летом, молодые ученые презентовали 3D-модель Соборной площади…

– Идея создать 3D-модель Соборной площади очень интересна, поскольку она может служить неким красивым компьютерным справочником по истории Барнаула. Мы можем узнать, как выглядят здания, какова их история, кто там жил и работал.

Все это можно будет увидеть в программе. И даже услышать – если воспроизвести также звуки – топот конских копыт, гомон торговцев… Ведь Соборная площадь до революции была местом проведения ярмарок, праздников, массовых гуляний. И для современной молодежи это привлекательная форма подачи информации – яркая, красочная, знакомящая подрастающее поколение с историей города.

Это интересно

При отливке колоколов для собора была использована медь от прекратившей свое существование «огненной машины» И.И. Ползунова.

 Тобольскому купцу и иконописцу Александру Сумкину на золочение иконостаса собора было выделено 6000 листов золота.

 В ограде православной церкви был захоронен лютеранин – главный командир Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр.

Барнаульский каменный собор уже в первые годы после освящения становится образцом для подражания. Известно, что в Томске была предпринята попытка построить аналогичный храм в мужском Алексеевском монастыре.

Марк Юдалевич
Собор в Барнауле

Я помню собор в Барнауле –
багровая туча прошла,
и словно бы к солнцу прильнули

крутые его купола.
И в синем просторе блестели
его золотые кресты,
но мы понимать не умели
летящей его красоты.
И весь устремлен в поднебесье,
как будто к полету готов,
он символом был мракобесья
по меркам тридцатых годов.
За это с размахом немалым,
довольные очень собой,
мы рвали собор аммоналом,
ломали ломами собор.
Мы были не люди, а масса,
и в этот вписались оскал
ребята из нашего класса,
конечно, и я не отстал.

Работали мы иступленно,
рубили, крушили сплеча,
а рядом, у древней иконы,
горела, мерцала свеча.

Фоторепортаж