Инженер-конструктор, удостоенный региональной премии имени Геннадия Саковича, рассказал о своем трудовом пути

17:15, 20 августа 2023г, Общество 545


Инженер-конструктор, удостоенный региональной премии имени Геннадия Саковича, рассказал о своем трудовом пути Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Летом нынешнего года ведущий инженер-конструктор Алтайского завода прецизионных изделий (АЗПИ) Алексей Баринов был удостоен региональной премии имени Геннадия Саковича за значительный вклад в развитие промышленности региона.

В «багаже» Баринова девять авторских свидетельств СССР,  десятки патентов Российской Федерации. Среди наград советского времени – Диплом почёта и золотая медаль ВДНХ СССР, среди постсоветских наград – диплом лауреата премии Губернатора Алтайского края в области науки и техники. Несколько дней назад он побывал в гостях у «Алтайской правды» и вот что рассказал.

Начало

– Алексей Петрович, вы родились в трудное послевоенное время в 1947 году в селе Зудилово, а школу оканчивали там же? Как вообще учеба давалась?

– Нет, учился я уже в Поспелихе, и, надо сказать, учился средне. Любимыми предметами были точные науки: физика и химия. Увлекался поделками, мастерил машинки,  в шестом классе сам собирал действующий радиоприемник. Хотя особенно этим заниматься не приходилось – семеро детей в семье, я старший – огород, хозяйство, скотина, птица, сильно не погуляешь. Но тяга к технике, которой у нас, правда, не было тогда, имелась все-таки. Отец мой, Петр Григорьевич, имел несколько специальностей, но в основном кузнецом работал. Человек он был сметливый, горн разжигал без спичек с помощью металлического прутка и молотка. Может быть, и мне его сметка передалась. Хотя я тогда о поприще конструктора не думал вовсе,  мечтал стать летчиком, как и многие мальчишки. Но комиссию в летное училище по здоровью не прошел, на том моя мечта и кончилась.

– А первое свое изобретение помните, как это произошло? Как до него додумались?

– Первое изобретение я сделал в 1983 году, когда на «Трансмаше» фрезеровщиком работал. Тогда как раз в СССР начался переход со сборных поршневых маслосъемных колец на двухэлементные, с пружиной внутри. Есть понятие «индекс навиваемых пружин», оно характеризует жесткость. Станки, имевшиеся на «Трансмаше», не позволяли навить пружину с индексом менее четырех. А требовалось два и ниже. Требоваться требовалось, а вот получаться не получалось. Я посмотрел, как конструктор мучается… И на следующий день появилось решение. За ночь придумал.

Только мы сделали первый станок, его забрали в цех. Мы сделали второй. И уже с ним поехали на ВДНХ, получили одну золотую медаль, две серебряные. Два авторских свидетельства получили на станок. О нем узнали по стране. С КамАЗа стали просить станок, Одесса два станка заказала, Макинский завод запасных частей из Казахстана.

Мне за эту работу дали автомобиль «Москвич-412», такие тогда были премии. И предложили стать конструктором. Так и пошло.

Ступени большого пути

– Как додумались-то?

– А зачем до него додумываться, если оно само в голову лезет? Крутится, крутится, точную форму не может принять, а потом – раз! Я же говорю, за ночь придумал. Наверное, потому, что голова в тот момент свежая, мозг чист. Вот и приходит решение.

– И что тогда?

– Тогда нужно незамедлительно с постели подниматься – бывает, что и по нескольку раз за ночь – и к компьютеру. У меня их дома два и оба все время включены. 
А раньше на листочке рисовал, записывал.

– Вы начинали трудиться слесарем, были токарем, фрезеровщиком, расточником и так далее, а к конструкторской деятельности как пришли?

– А вот по этому пути и пришел. Дело в том, что, не пройдя эти ступеньки, очень тяжело потом проектировать, конструировать. Ведь надо, к примеру, знать, как будут обрабатывать эту деталь, как расположить все на чертеже, чтобы рабочему было его удобно читать. Много тонкостей, для понимания которых нужно предварительно, как говорится, с материалом на ощупь общаться, быть знакомым с техническим процессом.

– А как пришли на АЗПИ?

– Я работал на «Трансмаше», а на АЗПИ работал техническим директором мой товарищ, Александр Яковлевич Вялков. Он мне позвонил в 1991 году, говорит: «Нужна пружина для малогабаритной форсунки, куда ни обращаемся, никто не берется. Помоги». Сложность состояла в том, что индекс навиваемых пружин был меньше трех. Но я эту задачу решил. На нашем участке сейчас пять пружинно-навивочных станков, все собственного изготовления. Решаем и другие задачи. Придумали свой станок для высадки трубки высокого давления для Common Rail. Разработали трубогиб, мы единственные в России, кто научился гнуть трубку. Есть, конечно, импортное оборудование. Но оно очень дорогое. Поэтому мы подумали, сделали станок на основе ручного трубогиба: поставили исполнительные механизмы, ролик и через определенный шаг по программе гнет. Запатентовали.

– Сколько времени вам требуется на решение той или иной задачи и бывали ли случаи, когда вам ее решить не удавалось?

– По-всякому бывает, иногда месяц на решение требуется, бывает, что три месяца, а бывает, что и год-полтора. Когда несколько тем в разработке, берешь ту, что приоритетнее на это время, остальное придерживаешь, хотя и все равно всплывает в голове. Но стараешься не рассеиваться, все мысли группировать на главной задаче. А чтобы решить не удавалось… Нет, не припоминаю такого. Если не уверен,  что получится, зачем тогда браться?! А взялся –делай! Бывают задания очень сложные, так их и решать интереснее. Я такое люблю. Так вот, топ-топ-топ мелкими шажками, без спешки и остановок и приходишь постепенно к тому, что требуется.

Верная стезя

– Вам только с металлом интересно возиться, в новом качестве его использовать или какие-то другие жизненные увлечения, интересы у вас есть?

– В жизни все интересно, на то она и жизнь. Рыбалка вот, допустим. С каким бы я сейчас удовольствием на бережку с удочкой посидел. Так нет же, уже лет двадцать никак не соберусь.

– Так соберитесь, за чем дело стало?

– Время, время… Дел много. Вот рыбалка в планы и не укладывается.

– А как вы считаете, по большому счету дорогу в молодости правильную выбрали? Удалась жизнь на сегодняшний будничный день?

– И дорогу правильную выбрал, по душе, и жизнь удалась, конечно. И сделано много, и сделать надо тоже немало. Сейчас вот только в голове пять технических заданий вертятся. Так что все еще впереди. Это моя жизнь, чем больше мозг работает, тем в любом возрасте лучше, как я понимаю. Завод для меня – дом родной, так что работать буду, сколько работаться будет.

– А учиться?

– И учиться тоже надо всегда, в любом возрасте, и спрашивать, когда чего-то не знаешь или в чем-то сомневаешься, тоже, в том числе и у молодежи. А у нее – даже в особенности. Конечно, грустно бывает смотреть, когда приходит парень на завод устраиваться и первый вопрос у него: «А сколько я получать буду?» Не зарабатывать, а получать, вот в чем дело. А главное, что ты можешь? Покажи себя, и коль хорошо покажешь, и получать будешь хорошо, у нас на АЗПИ заработки неплохие. Но не все такие, есть ребята, которые к заводскому делу как к своему относятся, и идей у них много, только применить их не могут, опыта не хватает. Вот тут у нас взаимопонимание и случается.

Я в свое время, как тогда говорили, без отрыва от производства окончил политехнический институт, всегда много работал с технической литературой и сейчас это занятие не бросил. Так что по старому, но верному лозунгу: «Учиться, учиться и учиться!»

Языком документа

«При непосредственном участии А.П. Баринова был разработан и поставлен в серийное производство ряд видов инновационной продукции,  превосходящей по своим техническим характеристикам существовавший на тот момент уровень развития техники. 1. Семейство автоматов пружинно-навивочных для производства прецизионных пружин. Пружины, изготовляемые на таких автоматах, устанавливаются в топливную аппаратуру, не имеют аналогов в России. 2. Семейство трубогибочных станков с числовым программным управлением для производства топливопроводов высокого давления для двигателей экологического уровня EURO-V и EURO-VI.

…Разработки А.П. Баринова всегда отличаются оригинальностью технических решений, выполняются на высоком профессиональном уровне и позволяют отказаться от применения импортных станков и технологий».

Фоторепортаж