Индекс определённости

12:00, 20 мая 2015г, Общество 2196


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

С 1 июля в крае повышаются тарифы на услуги ЖКХ. Какие барьеры для роста платежей за коммуналку предусмотрены государством? Разговор об этом с начальником краевого управления по тарифам Сергеем Родтом.

Закон и порядок

– Сергей Александрович, расскажите, какие изменения ожидают жителей региона в июльских квитанциях?

– Более 800 ресурсоснабжающих организаций у нас обеспечивают население теплом, водой, электричеством и газом. В условиях постоянного роста цен на топливо, стройматериалы, ГСМ и прочее требуется регулярная корректировка коммунальных тарифов до экономически обоснованного уровня. Ежегодное регулирование позволяет работникам сферы ЖКХ оказывать качественные услуги гражданам, своевременно обслуживать оборудование, ремонтировать сети… В 2014 году были установлены тарифы для ресурсоснабжающих организаций на 2015 год. Для одних предприятий они снизились, для других остались на том же уровне, для третьих повысились.

 Рост и снижение индивидуальны для каждой организации и зависят от множества факторов. Это и объемы производства, и износ оборудования, протяженность сетей, загрузка оборудования, затраты на производство, эффективность работы менеджеров и многое другое.

Предел

– Каков максимальный порог роста тарифов?

– Начиная с 2014 года главным инструментом, защищающим граждан от резких тарифных скачков, стало ограничение роста не отдельных тарифов, а совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. Правительство определяет, насколько в среднем должны измениться суммы в квитанциях в каждом из субъектов РФ, и устанавливает максимальное отклонение от среднего показателя. Руководители регионов утверждают предельный порог изменения платы для каждого муниципального образования. С 1 июля среднее изменение платежа за коммуналку для потребителей составит 8,2 процента. Допустимое отклонение от среднего, обозначенное правительством, – 4,3 процента. Предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги для муниципальных образований края утверждены указом губернатора Александра Карлина
№ 162 от 26 ноября 2014 года. Подавляющее большинство муниципалитетов уложилось в рамки 12,5 процента.

– Получается, что после изменения тарифов общий платеж по квитанции не может вырасти более чем на установленный предельный индекс?

– Квитанция включает в себя жилищные и коммунальные услуги. Мы говорим исключительно о коммунальной части. Это электроэнергия, отопление, водоснабжение, водоотведение и газ… Если предельный индекс для конкретного муниципального образования установлен, например, в размере 12,5, то платеж за весь набор коммунальных услуг с 1 июля не должен вырасти более чем на 12,5%. Здесь важно учесть, что расчеты ведутся при неизменном наборе коммунальных услуг и объеме потребления.

– И, насколько известно, рост платы считается по отношению к квитанциям за декабрь минувшего года?

– Да, платежки с июля по декабрь 2015 года будем сравнивать с квитанцией за декабрь 2014 года. Если стоимость коммунальных услуг в вашей декабрьской квитанции, допустим, составила 4000 рублей, то после повышения тарифов с 1 июля платеж не может превышать 4500 рублей – 4000 рублей умножить на 12,5 процента.

Барнаул

– В частности, для Барнаула порог в 12,5 оказался слишком низким…

– В законодательстве об индексах изменения платы граждан имеются определенные оговорки. Правительство, ограничивая общий рост платежей, дает субъектам РФ право при определенных обстоятельствах принимать самостоятельные решения. Основанием для них могут являться в том числе установление экономически обоснованных тарифов, устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, изменение нормативов потребления.

– Сколько муниципальных образований сделали перерасчет?

– Двадцать восемь, включая Барнаул. Здесь предельный индекс роста платы граждан установлен 17 процентов. Это связано с корректировкой тарифов на водоснабжение и водоотведение для Барнаульского водоканала, цены на услуги которого на протяжении многих лет оставались минимальными по стране. Также на положение повлияла обоснованная индексация тарифов на услуги «Барнаульской генерации».

– Установленные 17 процентов – это прогнозный, пиковый прирост?

– Именно. В реальности такого роста может и не быть. Но мы обязаны учесть все возможные варианты.

Контроль

– Кто контролирует изменение начислений в квитанциях и проверяет их на соответствие установленным предельным индексам?

– Управлением по тарифам совместно с органами местного самоуправления создана и постоянно актуализируется уникальная база данных, которая содержит сведения о жилищном фонде, видах благоустройства, нормативах потребления и тарифах на коммунальные услуги по каждому из муниципальных образований края. На основе этих данных мы имеем возможность делать прогнозные расчеты и ежемесячные мониторинги, позволяющие отслеживать, у кого, где и насколько изменился платеж. Жители могут и самостоятельно проверить, есть ли превышение. Для этого на сайте нашего управления по тарифам создан специальный инструмент – калькулятор платы граждан.

– Если человек обнаружил несоответствие, необходимо обращаться к вам?

– Мы проверим начисления. В случае если факт действительно подтвердится, совместно с органами местного самоуправления примем законные решения для того, чтобы урегулировать ситуацию. В любом случае превышение установленного предельного индекса недопустимо. Отмечу, что за прошедший год установленный предельный индекс не зашкаливал ни в одном из муниципальных образований края.

– Спроси предпринимателей, и большинство посетует: тарифы непрозрачны…

– Не только предпринимателям, но и многим жителям края так кажется. Процесс формирования тарифов действительно сложный. Эксперты полностью анализируют всю финансово-хозяйственную деятельность предприятий, все затраты, планируемые ремонтные работы, налоги, заработную плату, исключают необоснованные траты и с учетом особенностей производственного процесса выводят итоговый тариф.

Федеральное законодательство четко определяет, какая информация должна быть размещена в открытом доступе регулятором, а какая – ресурсоснабжающими организациями.

Было бы желание

– Перечень довольно большой...

– Но если вы имеете желание и определенные знания в области экономики и бухгалтерского учета, то без труда разберетесь в структуре установленного тарифа и в его экономической обоснованности… Основная проблема, с которой мы сталкиваемся в данной сфере, – это игнорирование многими мелкими и средними предприятиями обязательств по раскрытию информации. В результате чего и возникают домыслы о непрозрачности.

– Так ведь на то существуют штрафные санкции.

– Одними штрафами здесь делу не поможешь, так как их величина порой может превышать размер годовой выручки предприятия. А это верный и короткий путь к банкротству. Мы надеемся,  что желание общественности ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью регулируемых организаций со временем заставит коммунальщиков своевременно и качественно раскрывать положенную информацию.

– Ваше ведомство по-прежнему открыто для граждан?

– У нас телефон «горячей линии» практически не смолкает. Люди обращаются по самому широкому кругу вопросов. Много полезной для потребителей информации размещаем на сайте, постоянно ее обновляем. Также оказываем бесплатную юридическую помощь гражданам.

– Жители края могут быть уверены, что больше положенного по закону коммунальщики с них не возьмут?

– В крае очень жесткое регулирование. Мы никогда не добавляем в тарифы ресурсников лишние или необоснованные затраты. Не учитываем даже деньги на развитие предприятий, закладывая средства исключительно на выживание и поддержание работоспособности. Поэтому говорить о завышенных тарифах на Алтае просто неуместно.

С тарифами на коммунальные услуги можно ознакомиться на официальном сайте altaitarif22.ru.

Фоторепортаж