И шашечки, и ехать!

12:30, 12 марта 2015г, Общество 1502


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

6 марта в Барнауле сотрудники полиции вместе с работниками Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства провели рейд по выявлению нелегальных таксистов.

Чем опасно нелегальное такси?

Есть старый анекдот: голосует гражданин на дороге, рядом с ним останавливается авто. «Это такси?» – спрашивает гражданин. «Да…» – отвечает водитель. «А где у вас шашечки?» На что водитель отвечает: «Слушайте, так вам шашечки или ехать?» Казалось бы, и правда, в чем проблема? Какая разница, кто доставит вас из пункта А в пункт Б по сходной цене? Но не все так просто.

– Транспортное обслуживание населения услугами легковых такси может осуществляться только при наличии разрешения на данный вид деятельности, получить которое можно в нашем управлении, – пояснил перед началом операции Владимир Струцкий, начальник отдела транспорта ГУ строительства, транспорта,  жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Как сообщил Владимир Струцкий, легальное такси должно иметь оранжевый фонарь на крыше, а кроме того, обязательно цветографическую схему, те самые шашечки. И это еще не все: в салоне такси должны быть информация о водителе, тарифах и разрешение на работу по перевозке людей и багажа.

По городу же сейчас ездит немало автомобилей, у которых на крыше фонарь есть, а больше ничего нет. Это те самые нелегалы. Человек после работы или вместо нее пытается сделать какие-то деньги извозом.

Да, с одной стороны, люди таксуют не от хорошей жизни. Но с другой – легальные таксисты проходят перед работой медицинский осмотр, за техническим состоянием их машин следят механики, в случае ДТП пассажир сможет требовать с предприятия возмещение ущерба здоровью. С нелегального таксиста вы не возьмете ничего. К тому же нелегально таксовать может кто угодно. В августе 2014 года в Якутии решил подработать извозом водитель УАЗа, но не справился с управлением, машина опрокинулась в кювет, пятеро пассажиров, в том числе десятилетняя девочка, получили травмы. Уже потом выяснилось, что водитель не был таксистом и только за 2014 год шесть раз привлекался к ответственности по КоАП, в том числе за выезд на технически неисправной машине.

Чем еще опасно нелегальное такси? В Москве в начале марта были задержаны двое граждан, нелегальных таксистов. На машине они ночами подъезжали к ночным клубам и ресторанам, брали клиента и по дороге грабили его. Их добыча за три месяца такой «работы» составила около полумиллиона рублей. Об этом 4 марта сообщил телеканал «Москва 24».

«Мы с тобой одной крови, но…»

Нелегальных таксистов долго искать не приходится, едем к вокзалу: у своротка с проспекта Строителей стоит иномарка. На крыше – фонарь, под лобовым стеклом – самодельные шашечки. Приглядевшись, я вдруг понимаю, что это просто отрезан кусок от старой шахматной доски (в советские времена такие доски – наклеенная на плотную ткань бумага – продавались для туристов и командировочных). Полицейские осведомляются у водителя, есть ли у него разрешение на перевоз людей и багажа. Водитель мрачнеет на глазах. Рейды начались 5 февраля, и он, видимо, уже знает, что ему светит.

– За незаконное предпринимательство по статье 14.1 КоАП – штраф 500 рублей, а за незаконную установку цветографических схем или фонаря – 5000 рублей, – поясняет Владимир Струцкий.

Тут же полицейский останавливает еще одного, с фонарем на крыше, но без этих самых цветографических схем.

Легальные таксисты – с фонарями на крышах и шашечками на бортах машин – наблюдают за «охотой» без эмоций. Да, все водители одной крови. Но нелегалы сбивают цены, так что, скорее всего, эта акция находит среди легальных таксистов понимание.

Штраф заставляет задуматься

Разрешение, как пояснил Владимир Струцкий, стоит 350 рублей. Правда, выдают его только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то есть так или иначе, а отношения с государством надо оформить, а этого-то нелегаль-
щики пытаются избежать.

– Физическое лицо может работать, но по договору аренды с юридическим лицом, – поясняет Владимир Струцкий.

Почему водители не хотят официальных отношений с государством? На правах анонимности один таксист-нелегал рассказал нам:

– Если я поступлю в таксопарк, обклею свою машину этими самыми схемами, то даже когда я поеду на машине по своим делам, хоть к теще в деревню, мне надо будет пройти медосмотр и получить путевой лист. Зачем мне эта морока?

По слухам, водители договариваются с диспетчерами, которые через Интернет сбрасывают им заказы за определенный процент от цены заказа. Выгода содержателя виртуального таксопарка в том, что ему не надо тратиться ни на врачей, ни на механиков, ни на гараж, ему не надо платить страховые взносы за работников. Выгода водителя – он не платит налоги. Насколько велик виртуальный таксопарк в России, точно никто не скажет, но, по прикидкам, нелегалов на наших дорогах до 60 процентов. Всех в прямом смысле не переловишь. В 2014 году в крае за нелегальный извоз к ответственности были привлечены 500 водителей. Однако задача переловить всех и не стоит. Штраф 5500 рублей заставляет задуматься. На 1 января 2015 года легальных таксистов в крае было 8100. Акция по выявлению нелегалов началась 5 февраля, и уже сейчас тех, кто оформил лицензию на перевозку людей и багажа, 8412. То есть больше трехсот водителей предпочли оформить свои отношения с государством по всем правилам.

Подобные рейды проходят сейчас по всей России. Вряд ли удастся легализовать такси полностью, но повысить процент тех, кто работает легально, наверняка.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж