Грузинское настроение: в Барнауле открылась выставка произведений и скульптур Зураба Церетели

07:14, 17 июля 2023г, Культура 757


Грузинское настроение: в Барнауле открылась выставка произведений и скульптур Зураба Церетели Фото №1
Грузинское настроение: в Барнауле открылась выставка произведений и скульптур Зураба Церетели Фото №2
Грузинское настроение: в Барнауле открылась выставка произведений и скульптур Зураба Церетели Фото №3
Грузинское настроение: в Барнауле открылась выставка произведений и скульптур Зураба Церетели Миниатюра №4
Грузинское настроение: в Барнауле открылась выставка произведений и скульптур Зураба Церетели Миниатюра №4
Грузинское настроение: в Барнауле открылась выставка произведений и скульптур Зураба Церетели Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

58 живописных произведений и 10 небольших бронзовых скульптур Зураба Церетели сейчас можно увидеть в Художественном музее Алтайского края.

Чтобы показать их барнаульцам, ГХМАК даже закрывали на несколько дней и сняли все прочие экспозиции. Так что сейчас посетителей прямо на первом этаже встречают огромные, пышные букеты на красном фоне и выразительные портреты друзей художника.

Из трёх мастерских

Персональная выставка Церетели «Живопись монументалиста» – проект Российской академии художеств, кочующий по городам России. До нас ее уже видели в Новосибирске и Кемеровской области, а после, вероятно, смогут посмотреть в Красноярске. Директор музея Инна Галкина заметила, что стоило объявить о ней в соцсетях, как появились издевательские комментарии. Противоречивый и даже одиозный медийный образ Зураба Церетели сложился в 1990-е, хотя обыватели, как замечают сотрудники ГХМАК, едва ли знают много его работ, кроме скандального памятника Петру I в Москве. При этом искусствоведы и многие собратья-художники относятся к мастеру вполне восторженно. Словом, выставка – хороший повод посмотреть на него другими глазами, и музейщики в этом готовы помочь.

Куратор барнаульской выставки, старший научный сотрудник ГХМАК Евгения Школина рассказывает, что в большом зале сейчас собраны произведения из парижской мастерской художника и скульптора, в малом – из нью-йоркской, а остальное пространство заполнили картины из московской. Родившийся в 1934 году в Тифлисе, Церетели еще в 1970-е стал человеком мира, преподавая и работая в Европе, Азии и США, где сейчас хранятся многие его монументальные произведения.

– Исследователи отмечают, что его живопись балансирует на грани реальности и фантазийности, при этом в ней много национального грузинского, – говорит Евгения Школина. – Получается, что он, с одной стороны, очень национальный, а с другой – интернациональный художник. Это, безусловно, современное искусство, а корни его и в европейской традиции, в этих отсылках к Матиссу, и в архаике.

«Я пишу солнце»

Евгения Викторовна напоминает, что образование Зураб Константинович получил фундаментальное, окончив Тбилисскую академию художеств по классу живописи. Уже тогда был склонен к формальным экспериментам, так что его дипломную работу «Песнь о Тбилиси» отклонили и ему пришлось в экстренном порядке написать портрет своего друга-спортсмена в реалистической манере, который был принят комиссией.

Да, изначально он был именно живописцем и никогда не отрекался от этого вида искусства, а его дар был в 1964 году отмечен самим Пикассо, с которым художник познакомился в Париже. По утрам на палитру из метровой струганой доски в его мастерской выдавливается 13 ярких красок, а рядом всегда стоит купленный на рынке цветочный натюрморт, который он пишет, пока букет не начинает увядать, ведь цветы каждый день выглядят по-новому.

– Вы здесь можете увидеть натюрморты, названные женскими именами, например «Софико», и первые посетители у нас спрашивали, где же образ женщины? Но это просто посвящение через натюрморт – человеку, дате, эмоциональному впечатлению, – объясняет искусствовед.

Трудно не заметить, что главные в его натюрмортах – подсолнухи. Они единственные всегда безошибочно узнаются среди других стилизованных цветов. Вот что говорит известный искусствовед Михаил Шишин, который сейчас возглавляет региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока РАХ и Зураба Константиновича знает лично:

– Он сам объясняет: «Подсолнухи – это же солнце! Я солнце пишу, понимаете?» Ну да, понимаем. На этой выставке надо не торопиться, спокойно и вдумчиво ходить возле его работ и включить грузинское настроение, что ли, грузинский юмор. Тогда эта живопись работает просто блестяще и становится понятно, почему все такое крупное: он просто заинтересованный рассказчик и его истории захватывают.

Заразительная свобода

«Что мне в нем нравится: он занимается искусством всегда, рисует непрерывно, – рассказал собравшимся на открытии выставки Шишин. – Вот идет общее собрание Академии художеств, все съехались, его избирают на пост президента, а он выступил и сидит рисует. А потом обращается к пожилому художнику, сидящему через несколько рядов: «Слушай, ты сегодня такой красивый, я тебя нарисовал. Можно я тебе подарю этот рисунок?» – и дарит!»

Как отмечает директор ГХМАК Инна Галкина, в качестве президента Российской академии художеств Церетели многое сделал для того, чтобы эта институция выжила в трудные годы, в том числе из собственных средств. Щедрость ему в принципе свойственна, так что одна из работ в экспозиции – натюрморт из серии 
«Я садовником родился…» – останется в Барнауле как подарок мастера музею. Точно так же был подарен Алтаю памятник Роберту Рождественскому в селе Косиха – край оплатил лишь его доставку и установку.

– Это уникальный автор, другого такого нет. Еще в молодости он делал удивительные мозаики на Кавказе, которые, кстати, до сих пор там сохранились. И от его работ заражаешься радостью жизни, – говорит Инна Константиновна. – Мы счастливы, что эта выставка у нас открылась. Возможно, она принесет на Алтай какую-то новую живописную культуру. Это не значит, что кто-то должен за ним последовать, но такой свободой можно заразиться.

Фоторепортаж