Маркетинг - живая субстанция. Как продвигать свой бизнес в эпоху Интернета

13:34, 14 июня 2023г, Экономика 592


Фото: Евгений Шумилов
Фото: Евгений Шумилов

Есть еще предприниматели, которые считают, что главное – произвести качественный продукт, а уж он сам себя продаст. Но большинство деловых людей уже поняли, что в бизнесе важнее грамотная массированная реклама товара или услуги. Без нее невозможно добиться успеха.

Живая субстанция

Именно это пыталась втолковать начинающим алтайским предпринимателям Ксения Тернова, основатель сети центров для детей UpgradeUm, сертифицированный бизнес-тренер по социальному предпринимательству. Ее команда помогает продвижению в соцсетях, выстраивать маркетинговую стратегию, создавать хорошие сайты.

На организованном Алтайским фондом МСП интенсиве «Аптечка для бизнеса» Ксения поприветствовала аудиторию так:

«Ну что, друзья?! Мы с вами уже заочно знакомы. Я член той команды, которая напоминала вам об этом мероприятии месяц назад, и два месяца назад, и 10 минут назад. Это была я. Сегодня я помогу вам привести новых клиентов и чуть-чуть расскажу о трендах».

Во-первых, Тернова напомнила, что маркетинг – живая субстанция, которая не терпит стагнации и одних и тех же действий. Это такой спорт, в котором надо постоянно пробовать что-то новое, иначе ваш бизнес перестанет работать. Маркетинг позволяет предпринимателю достучаться до своей целевой аудитории разными способами. И, выйдя к аудитории в головном уборе шамана, Ксения тоже пытается до нее достучаться.

Во-вторых, маркетинг должен быть мультиканальным, то есть предприниматель обязан присутствовать в разных социальных сетях, собирая в каждой свою аудиторию. Нужно быть удобным для клиента, служить. Какую бы корону мы на себя ни надевали, дескать, я крутой, собственник бизнеса, нужно помнить, что мы находимся в подчинении у наших покупателей, мы хотим им сделать хорошо. Поэтому надо присутствовать на максимальном количестве информационных площадок и отвечать своим клиентам на их запросы.

– Мы стараемся быть удобными для вас, чтобы человек получил сообщение в той экосистеме, в которой находится, – учила Тернова. Вот и чтобы собрать аудиторию на эту конференцию, она использовала различные каналы общения. Кто-то увидел анонс мероприятия на сайте «Мой бизнес», кто-то получил рассылку в запрещенном в России Instagram, кто-то – в Telegram, кто-то зарегистрировался на сайте, и им напоминал о мероприятии чат-бот, кто-то увидел сообщение в WhatsApp, а некоторым позвонила менеджер Ксюша.

Соцсети

В эпоху Интернета большая роль в продвижении продукции принадлежит социальным сетям. Их аудитория огромна. Так, в социальную сеть «ВКонтакте» ежедневно заходят 3,6 млн россиян, просматривая 1,1 млрд файлов.

– Эти люди могут быть вашими клиентами, если свой клип разместить еще и в соцсети «ВКонтакте», правда вам там нужно иметь подготовленное сообщество и «формы захвата», позволяющие клиенту приобрести вашу услугу, – делилась секретами предпринимательница. – Но один раз подготовьте сообщество, и оно будет работать на вас много лет.

Некоторые считают недостойным для себя работать в «Одноклассниках». Между тем аудитория этой социальной сети за прошлый и этот год выросла с 23 млн до 40 млн человек.

– И кто-то из ваших клиентов там присутствует. Даже если ядро целевой аудитории сидит в других сетях, то нужно заботиться и о сопутствующей аудитории. Может, она в «Одноклассниках» и для нее у вас тоже есть контент? – предполагает Тернова.

Она привела пример, как ей удалось за тысячу рублей разместить в «Одноклассниках» рекламу о наборе в детские центры. Это позволило сформировать полную группу детей. После этого предпринимательница полюбила аудиторию «Соцсети для пенсионеров».

В то же время доля пользователей Instagram (сеть запрещена в РФ) в России сократилась с 53 до 25%. Это связано как с трудностью размещения там видеороликов, так и с сокращением рекламных инструментов.

Можно не обращать внимания и на TikTok (запрещен в РФ), так как в этой социальной сети запретили монетизацию. И даже через VPN на нее из России нельзя грузить видео.

А вот на YouTube ежедневно заходят миллионы россиян. Поэтому нужно там учиться работать, записывая познавательные ролики в контексте своего бизнеса.

Для тех, у кого есть проекты, рассчитанные на детей, Тернова советует зарегистрировать свой аккаунт в Likee. Сама она активно пользуется этой социальной сетью, выкладывая туда смешные сюжеты о том, как воспитанники ее детского центра едят, шалят, а потом рассылает их в родительские чаты. Это позволяет поддерживать лояльность и «срок жизни» уже имеющихся клиентов.

Для тех, у кого нет сил вести все соцсети, ориентируясь на формат каждого ресурса, бизнес-тренер предлагает использовать такой прием, как омниканальность, то есть транслировать во все сети одно и то же.

Другие каналы

Но не надо забывать и о рекламе в офлайн. Это могут быть организация различных мероприятий, ростовые куклы, раздающие приглашения, статьи в СМИ, где предприниматель выступает в качестве эксперта, ведь чтобы текст был опубликован бесплатно, для СМИ нужен социально значимый информационный повод.

Также полезны коллаборации, то есть взаимовыгодное сотрудничество между людьми или компаниями, когда партнеры создают что-то вместе, например выпускают продукт, проводят PR-кампанию или делают контент.

– Главное, чтобы партнерство было взаимовыгодным, нельзя зарабатывать на одном или чтобы один участник зарабатывал на всех, – предостерегает бизнес-тренер.

Предприниматели должны развивать социально-корпоративную ответственность. Например, можно поддерживать спортивную команду, приюты для бездомных животных, работать с детскими домами, с благотворительными фондами.

– И не забывать об этом рассказывать. Отдельный человек может не афишировать свои благородные поступки, но компания обязана это делать, так как для нее это пиар, – считает Тернова и напоминает предпринимателям, что их новые клиенты – это друзья старых клиентов и компаний-партнеров.

Фоторепортаж