Дорогу камень бережёт. Как в Алтайском крае готовятся к дорожно-строительному сезону

12:42, 02 февраля 2022г, Экономика 1099


Дорогу камень бережёт. Как в Алтайском крае готовятся к дорожно-строительному сезону Фото №1

Перед стартом дорожно-строительного сезона сотрудники Центральной лаборатории «Алтайавтодора» выезжают на ресурсодобывающие предприятия, чтобы проверить качество поставляемых материалов, входящих в состав асфальта. Первая в этом году проба была взята на предприятии «Усть-Каменский щебень», что находится в Залесовском районе.

Горы свернули

Добыча порфирита начинается с бурения и взрыва горной породы. Этим занимается субподрядчик, который раз в три месяца заходит на объект. После этого предприятие «Усть-Каменский щебень» собирает обломки порфирита тяжелой техникой и перемалывает его до нужной фракции на дробилках.

– Когда-то давно освоение горного комплекса начиналось с самой его вершины. Сегодня работаем на 155-м горизонте. Это пласт горной породы, на который мы углубились. В среднем добываем до 2 тысяч тонн порфирита в день, – рассказывает начальник участка Алексей Жданов. – Разведка карьера показала, что запасы природного камня на месторождении превышают четыре миллиона тонн. Этого хватит еще на 25–30 лет.

Летом будут запущены две новые дробилки, рассчитанные на 200 тонн продукции в час. При вводе их в эксплуатацию производительность предприятия увеличится почти вдвое.

– Мы работаем круглосуточно, зимой и летом. Иногда прерываемся из-за сильных морозов. Когда температура воздуха опускается ниже минус 30 градусов, техника перестает справляться с нагрузками. Стоит учитывать, что в горах на несколько градусов холоднее, поэтому зима может нас затормозить. Но в этом году не так холодно и простоев почти не было, – сообщил Жданов.

Строго по нормативу

Сейчас заготовка и транспортировка щебня ведутся в усиленном режиме. Все благодаря зимней амнистии, в рамках которой увеличилась допустимая нагрузка на ось автомобиля. Такая мера продлится до 15 марта, до этого времени предприятия могут вывозить больше инертных материалов за каждый рейс.

Небольшую часть продукции «Усть-Каменского щебня» скупают частные компании, но основной заказчик предприятия – «Алтайавтодор». Порфирит используется при ремонте и строительстве новых дорог, поэтому он должен соответствовать необходимым нормативам.

Перед отправкой строительного камня в ДСУ он проходит несколько проверок. Сначала его качество оценивает лаборатория предприятия, после чего экспертизу проводят сотрудники Центральной лаборатории «Алтайавтодора». Специалисты сушат щебень, проверяют его на прочность, износостойкость и устойчивость к морозам. Также оценку качества проводит подрядная организация, выполняющая дорожные работы.

– Замечания возникают редко, около 5% проб не проходят проверку, – констатирует заместитель начальника «Алтайавтодора» по строительству, качеству и техническим вопросам Евгений Строганов. – Как правило, нарушения связаны с некорректной настройкой дробильного оборудования, из-за чего продукция не соответствует заявленной фракции. Если в партии выявляется брак, мы отправляем ее обратно заводу-изготовителю, он корректирует настройки дробильной установки и устраняет нарушения.

Также специалисты обращают внимание на форму щебня. Оптимальный вариант – объемные и кубовидные камни, которые, в отличие от длинных и плоских, не ломаются при уплотнении асфальта.

Проверить два грузовика

Всего в Алтайском крае работает 13 карьеров по добыче и переработке щебня. Еще три находятся в Новосибирской области, их также инспектирует лаборатория «Алтайавтодора».

На сезон Алтайскому краю необходимо заготовить порядка двух миллионов тонн инертных материалов: разные фракции щебня, смеси строительного камня с песком.

– За дорожно-строительный сезон через лабораторию проходит порядка 25 тонн щебня – около 50 проб. Этот объем соизмерим с двумя гружеными Камазами. Работа объемная и трудозатратная, но без своевременных проверок на асфальте могут появляться изъяны. Мы этого допустить не можем, – подчеркнул Евгений Строганов.

После экспертизы материалы, не прошедшие испытания, строители смогут использовать как подушку под дорожное полотно. Соответствующий всем требованиям строительный камень войдет в состав верхних слоев новых дорог.

Справка

Усть-Каменский карьер – один из крупнейших в регионе. В год здесь разрабатывают около 500 тысяч тонн щебня, в 2022 году объемы планируется увеличить до 630 тысяч тонн.

Фоторепортаж