Выставку «Нас подружил Алтай» посвятили 85-летию заслуженного художника России Федора Торхова

18:00, 21 октября 2015г, Культура 1485


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Арт-галерее Щетининых работает выставка «Нас подружил Алтай», посвященная 85-летию со дня рождения известнейшего мастера алтайского изобразительного искусства заслуженного художника России Федора Торхова. В экспозиции представлены не только его замечательные пейзажи, но также работы Владимира Чукуева и Анатолия Щетинина, и объяснение этому дано в названии выставки: совместные вылазки на пленэр в Горный Алтай были для этих художников традицией.

Прекрасная школа

По сути, любая выставка работ Федора Торхова становится в каком-то смысле международной: десятилетиями художник как народный дипломат налаживал отношения между Россией и Монголией. К тому же Монголия была одной из главных тем его творчества наравне с алтайской природой и человеком труда. Неудивительно, что почти все выступавшие на открытии экспозиции вспоминали о том, с каким уважением и почтением относятся до сих пор к творчеству нашего земляка в этой стране.

Сам Анатолий Щетинин говорит, что благодарен судьбе за то, что в середине 80-х ему довелось участвовать в советско-монгольском проекте. Целый месяц живописцы (а в их числе были также Михаил Будкеев, Владимир Чукуев) путешествовали по Монголии, писали ее виды, а потом столь же пристально исследовали красоты Горного Алтая. Итоги этой большой работы были подведены на отчетных выставках, прошедших в двух странах.

– Он знал Монголию лучше, чем многие жители этой страны, он объехал ее всю, писал портреты известных людей, – рассказал на открытии выставки Анатолий Щетинин. – Художник часто шутил: «Я должен передавать тебе Монголию», а я отвечал ему: «Федор Семенович, вас все равно никто не заменит!» И сегодня можно сказать, что, к сожалению, я оказался прав. Торхов – это великолепная память, глубокие знания и прекрасная живописная школа.

Многоцветная Монголия

Впрочем, как бы мы ни гордились вкладом нашего земляка в построение российско-монгольской дружбы, на выставках на первый план выходит именно живопись. И с работами Торхова, так хорошо знакомыми нашим зрителям, все не так уж просто. Да, мы знаем о верности художника русской реалистической традиции и как-то привыкли ассоциировать его работы с определенным периодом в истории отечественного искусства. Но если вам удастся сегодня взглянуть на его полотна свежим взглядом, выяснится, что лучшие его пейзажи весьма декоративны и сложны пластически, а ранняя живопись, уже вполне отмеченная той самой превосходной школой, и вовсе тяготеет к импрессионизму! Как ни странно, в торжественных речах друзей и коллег на открытиях его выставок до сих пор сквозит желание как-то оправдать эту тягу художника к декоративности, которую не очень-то уважали в былые времена. Впрочем, раз уж сменилась эпоха, старые предрассудки не должны нам мешать наслаждаться изумительным цветом и светом, которые свойственны абсолютно любым произведениям Торхова. Ведь даже Монголию, которую многие воспринимают монохромной, художник видел и писал многоцветной.

В настоящей экспозиции представлены в основном алтайские пейзажи Торхова 60-70-х годов, разбавленные «Женским портретом» 1959 года. О том, что для художника прекрасными были не только такие очевидные вещи, как могучие скалы и белки высоких гор, стремительные ручьи, свидетельствует, например, картина «У подножия Сальджар. Ининский совхоз», написанная в 80-е годы. Автор искренне залюбовался обычным полем с прозаическими трубами оросительной системы. Несомненно, внимание зрителей привлечет также «Горный поток» (1967), «Кызыл-тайга» (1962) «Алтай. Горное озеро» (1963), «Река Кок-Суу» (1970) и ряд других эффектных работ.

По мнению доктора искусствоведения Тамары Степанской, главным качеством натуры этого художника можно назвать цельность и верность своим принципам: «Федор Семенович чувствовал, что человек и природа должны находиться в гармоничных отношениях, а для художника это важное качество… Когда сменился политический строй, он спокойно остался предан своим убеждениям. Он искренне считал человека труда главным на земле. Известно и его бескорыстие: осиротел клуб художников-любителей, основанный Виктором Зотеевым при Барнаульском пединституте, и Федор Семенович подхватил это начинание».

– Мы, дети талантливых родителей, зачастую не воспринимаем их глубокую индивидуальность, подлинный масштаб их личности, – призналась на вернисаже дочь Торхова Марина. – К сожалению, это понимание приходит с возрастом. У нас с папой ощущение духовной близости появилось уже в последние годы, хотя я всегда понимала, что звания народного дипломата, ходячей энциклопедии и талантливого художника просто так не даются… 

Собравшимся на открытии выставки друзьям художника Марина Федоровна сообщила, что получила фотографии всех многочисленных работ, хранящихся в художественных музеях Монголии (а на Алтае эти вещи почти неизвестны), и в ближайшее время собирается издать каталог.

Фоторепортаж