«Девятаев»: первая попытка художественного осмысления уникального подвига советского летчика

16:00, 09 мая 2021г, Культура 1295


«Девятаев»: первая попытка художественного осмысления уникального подвига советского летчика Фото №1
«Девятаев»: первая попытка художественного осмысления уникального подвига советского летчика Фото №2
«Девятаев»: первая попытка художественного осмысления уникального подвига советского летчика Миниатюра №3
«Девятаев»: первая попытка художественного осмысления уникального подвига советского летчика Миниатюра №3

В кинотеатрах идет военный блокбастер «Девятаев» – первая попытка художественного осмысления уникального подвига советского летчика во время Великой Отечественной войны.

Учитывая необычность и драматизм его настоящей биографии (в том числе послевоенной), даже странно, что до экранизации дело дошло только сейчас. Кажется, будь Михаил Девятаев, к примеру, американцем, Голливуд в лице какого-нибудь Спилберга давно бы уже воспел подвиг реального человека, попавшего в плен, чудом избежавшего казни, затерявшегося в аду нацистских лагерей – и все-таки сумевшего сбежать, угнав вражеский бомбардировщик Heinkel! А попутно спасти еще десяток узников и случайно похитить секретные сведения о немецком «оружии возмездия». Но на родине Девятаева еще 12 лет не признавали героем и подозревали в работе на врага. То, что коллектив сценаристов и режиссеры Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов не стали совсем уж закрывать глаза на эту неудобную правду, придает фильму некое горькое послевкусие (которое могло быть еще горше, если бы авторы осветили послевоенную жизнь своего героя чуть подробнее).

1957 год, Казань. Уже немолодой, с посеребрившимися висками Михаил Девятаев (актер Павел Прилучный) идет с женой и сыном в гуще ликующей толпы на первомайской демонстрации. Кадр чуть розовеет, как выцветшая пленка старой кинохроники. А картинка беззаботной радости сменяется сценой гадкой склоки в городском автобусе, где какой-то старик у всех на глазах обвиняет Девятаева в измене Родине. Это отец его закадычного друга, тоже летчика Коли Ларина, погибшего в воздушном бою. Но Девятаев из последних сил сдерживается, чтобы не выпалить ему куда более страшную правду о сыне.

Лирические титры в духе советских кинолент под легендарную песню «Любимый город может спать спокойно» отсекают нас от совсем другой по характеру и киноязыку истории: размашисто снятого и отлично смонтированного воздушного боя летом 1944 года, в котором сбивают самолеты Николая Ларина (актер Павел Чинарёв) и Михаила Девятаева. В полубессознательном состоянии Девятаев попадает в плен, а в следующих кадрах уже оказывается в классе, где сидят другие захваченные советские летчики, а в лекторе с изумлением узнает… друга Колю Ларина в форме офицера люфтваффе.

Это, кстати, очень эффектная сцена: снаружи окна класса закрывают огромные нацистские знамена со свастиками, которые подсвечивают эту будничную комнату с деревянными партами адским алым светом. «Мы давно уже «предатели Родины», Миша», – пытается втолковать Ларин заглавному герою, напоминая о приказе
№ 270, который предписывал считать дезертирами попавших в плен советских военнослужащих. Так почему бы не воспользоваться шансом, который великодушно дает вермахт, и не сесть снова за штурвал, подняться в небо – на другом самолете, за другую страну?

Зрителю полезно знать, что фразу «основано на реальных событиях» в кино не следует понимать слишком буквально. В жизни Михаила Девятаева никакого друга детства Коли Ларина, перешедшего на сторону врага, конечно, не было. Зато последующие события переданы авторами довольно близко к фактам: неудачная попытка побега из Лодзинского лагеря для военнопленных, отправка на смерть в Заксенхаузен, где с помощью лагерного парикмахера (крошечная, но запоминающаяся роль Тимофея Трибунцева), подменившего документы и бирку на робе, ему удалось избежать казни. А дальше под чужим именем Девятаев отправляется в концлагерь на острове Узедом, где на ракетном полигоне идут разработки и испытания баллистических ракет «Фау-2».

И ведь зритель вроде бы заранее знает, чем все кончится. Но напряжение и томительное ожидание все откладывающейся благополучной развязки заставляют нервно вжиматься в кресло. Не в последнюю очередь из-за того, насколько жестко здесь показан лагерный быт: зима, хлипкие робы, вечные голод, холод и грязь под ногами, жуткие бараки и совершенное расчеловечивание. А еще постоянный страх перейти дорогу капо – жестоким привилегированным заключенным, надзирающим за остальными. Когда в одном из этих бесчувственных садистов – бывшем детдомовце Соколове (Евгений Серзин) – Девятаев неожиданно находит помощника в деле планирования побега, зрителя это изумляет даже больше, чем самого героя.

Плакатный патриотизм Бекмамбетову и Трофимову не очень интересен, куда занимательнее для них разобраться, как трещит по швам нравственная система человека в условиях колоссального давления и страха за жизнь. Но когда кажется, что шатающиеся от голода, как зомби, узники с исхудавшими серыми лицами мертвы внутри, именно те, от кого не ждешь благородных порывов, вдруг жертвуют собой ради общего дела. В этом смысле самым малоинтересным персонажем получился, как ни странно, вымышленный Коля Ларин. А вот самое впечатляющее здесь, пожалуй, то, что к финалу фильм уходит от индивидуального героизма к истории коллективного свершения, и брошенная Девятаевым фраза «Одному мне не справиться» тут не просто слова.

Не должны быть разочарованы и те, кто ждет от военного фильма прежде всего экшна: воздушные бои сняты так, что зритель одновременно узнает мотивы современных видеоигр и чувствует себя запертым в небе в железной коробке с крыльями, которую обстреливают со всех сторон.

Фоторепортаж