…Да рубль – перевоз

08:00, 15 июля 2014г, Общество 1271


…Да рубль – перевоз Фото №1

Тему продовольственной безопасности, актуальную всегда, участники Международного продовольственного форума рассмотрели с точки зрения эффективности государственной поддержки аграриев и переработчиков сельхозпродукции.

Закон и в космосе закон

Речь о доступе производственников Сибири рынкам сбыта – внутренним и внешним, поскольку говорить о честной конкуренции корректно лишь тогда, когда в равных условиях находятся все игроки. Но свою историю мог бы рассказать каждый участник секционного заседания – законодатель, чиновник, руководитель КФХ или ученый.

Возможности современной нормативно-правовой базы позволяют регулировать отношения партнеров в любой сфере АПК. На федеральном уровне принято более 20 отраслевых законов,  многие – с участием и при активном лобби депутатов АКЗС. Так, с подачи алтайских аграриев, 8 лет назад они инициировали разработку федерального постановления 
№ 64 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий регионам на осуществление государственной поддержки в сфере АПК», а следом на его базе был принят и ФЗ № 264 «О развитии сельского хозяйства». С него, по сути, началась система государственной поддержки. Сегодня ее получают и крупные хозяйства,  и личные подсобные. Веянием времени председатель комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС Сергей Серов назвал законодательные новинки в инновационной сфере:

– Принимаемые акты, призванные улучшить экологическую ситуацию, учитывают методики и технологии обработки почвы, по которым работают сегодня самые успешные фермеры. Они, как руководитель ООО «ВИРТ» Павел Яковлевич Бейфорт из Целинного района,  восстанавливают гумус,  применяют высокопроизводительную технику. В целом по краю элементы точечного возделывания и космическая навигация применяются сейчас на площади более 2 миллионов гектаров пашни.

К слову, о космосе. 12 лет руководит краевым центром космического мониторинга заведующий кафедрой радиофизики и теоретической физики АлтГУ профессор, доктор физико-математических наук Анатолий Лагутин. За это время созданы уникальные архивы спутниковой информации. Ученый уверен: объединяя архивные данные, оперативную информацию (сегодня ее получают со спутниковых платформ бесплатно) и климатические модели региона, можно строить точные прогнозы по тем или иным видам культур.

7 верст не крюк?

Даже с высокими урожаями и эффективными мерами господдержки можно остаться не у дел. Если не будет третьего элемента благоприятной агропродовольственной политики государства – сбыта. Об этом размышляет генеральный директор ЗАО «Грана» Валерий Гачман. «От имени Союза зернопереработчиков Алтая выражаю общий взгляд мукомолов и крупянщиков Алтая на моменты, тормозящие развитие АПК. Главный – ограниченность рынков сбыта», – подчеркнул он.

Поясним. Мы не просто край вывозящий. Мы – на первых позициях по производству муки, крупы и уровню загрузки перерабатывающих мощностей (70 % 
по сравнению с российским показателем, недотягивающим до 50%). Современные методы хозяйствования и расчеты ученых дают надежду на рост урожайности зерновых в ближайшие годы на 50% (усредненная по краю за последние 10 лет – 12 центнеров с гектара), валовой объем достигнет при этом 7 миллионов тонн. Так гласит «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края». Объем внутреннего потребления зерна при этом (немногим более 2 миллионов тонн) останется прежним, так как население края не растет так же споро, как урожаи.

Вопрос: куда девать излишки производства зерна, муки, крупы? И излишки ли это? Ответ: в расширении рынков сбыта мы нуждаемся не менее, чем в интенсифицированном производстве.

Больше половины производимой продукции перемола край поставляет в регионы Сибири, на Дальний Восток. Давать же прогнозы освоения европейского рынка – дело неблагодарное. Во-первых, там есть свои переработчики с загруженными лишь наполовину мощностями. Во-вторых, в-третьих и в-четвертых – не выдержит конкуренции наш качественный продукт, который нужно перевозить на огромные расстояния по тарифам монополиста – РЖД. Замечательно, что транспортную льготу после долгих лет переговоров и благодаря личному участию в проблеме губернатора края Александра Карлина переработчики Алтая все же получили. Но даже с её учетом два крупных экспортера зерна – Россия и Казахстан находятся в неравных условиях. Стоимость доставки тонны муки в Хайратон (точка выхода на рынок Афганистана и Пакистана) из Хабарского района и казахстанского Павлодара (расстояния сравнимы) – 150 и 60 долларов соответственно. Турция, член ВТО, импортирует из России зерно по цене 360 долларов за тонну и продает в индонезийскую Джакарту уже мукой по… 360 долларов за тонну. Издержки покрываются госдотациями. 

Когда несколько лет назад алтайские переработчики поняли, что без консолидированных усилий на удаленные рынки им не выйти, они создали группу компаний «Алтайские мельницы», ее суммарные внешние поставки достигли 14%, она же первой в России, получив международный сертификат соответствия стандарту качества, стала поставлять продукцию в ту же Джакарту. А теперь, внимание, арифметика перевозок. Сухопутная часть доставки (Табуны – Владивосток,  6,5 тысячи километров) – 110 долларов за тонну муки, морская (такая же по протяженности) – 45. Производственники везут продукт по суше до Петербурга (4 тысячи километров), а потом, огибая весь материк, морем – так дешевле. Такая вот странная логистика, основанная на формуле «7 верст не крюк». Валерий Гачман приводит любопытный документ, опубликованный в 1897 году в Америке, континенте «пшеничного пояса». В нем жалобы зернопереработчиков Канады и США на холодный климат, высокие цены на удобрения и семена, монополию и дороговизну услуг железной дороги. Спустя век в том же «пшеничном поясе» производителям уже дотировали до 70% совокупных транспортных расходов. «Надеемся на наших законодателей, на расширение рынков сбыта, которое позволит увеличить производство сельхозпродукции в крае, лоббирование Союзом переработчиков Алтая наших интересов внутри страны и за рубежом – вот 3 пункта, над которыми мы будем работать», – итожит генеральный директор одного из крупнейших перерабатывающих предприятий края.

Новости партнеров
Фоторепортаж