«Чувствовал себя на своём месте!»

12:00, 03 июля 2015г, Общество 1555


1
1

Сколько всего установлено светофоров на перекрёстках краевого центра сегодня знают лишь несколько специалистов отдела безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Алтайскому краю.

На Дальний Восток

А вот 55 лет назад почти каждый житель города мог назвать их количество: в Барнауле работало всего четыре светофора! Именно тогда началась массовая установка этих необходимых приборов и дорожных знаков. Руководил работами фронтовик Андрей Ипатьевич Федотов. Сегодня ветерану войны и службы ГАИ идёт 90-й год, но он ещё многое помнит.

Андрей родился в селе Шилово Калманского района 2 февраля 1926 года. Успел окончить семь классов и подростком пошёл работать в колхоз. Был трактористом на маленьком тракторе «Универсал» на зернотоку. В октябре 1943 года его призвали в армию.

– Нас отправили на Дальний Восток, на станцию Даурия, в стрелковую дивизию. Я попал в отдельный батальон связи. И катушки таскал, и на машинах кабель разматывал.

– Мы тогда стояли в 12 километрах от границы с Китаем, захваченным японцами. Наши пехотинцы заготавливали лес, строили укрепления, а на той стороне располагались позиции японских военных. Было видно, как они суетятся, тоже что-то строят.

Когда началась война с Японией, батальон связи в составе стрелковой дивизии наступал в Маньчжурии. Неожиданно для японцев наши войска прорвались через пустыню Гоби в центральную часть Маньчжурии, довершив окружение и полный разгром противника. Федотов с товарищами под огнём обеспечивал бесперебойную связь между нашими подразделениями, за что был награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны. После капитуляции Японии в августе 45-го его часть девять месяцев простояла на территории Китая и только в мае следующего года вернулась в Даурию. Андрей Ипатьевич вспоминает о том времени:

– Местный народ там мелкий, слабый, но силу уважал. Часто приходили к части, пытались подружиться с советскими солдатами. У меня был друг, земляк из Калманки Дмитрий Чернов, здоровый мужик, кулаки как кувалда. Китайцы на него смотрели с восхищением. Он положит руку на стол, а они подходят втроём-вчетвером и своими маленькими ладошками гладят его кулак. Нам было смешно, подшучивали над Дмитрием. Мы с ним потом дружили всю жизнь.

Любовь с первого взгляда

Невесту нашёл в Барнауле в 1957 году. Приехал в отпуск, а двоюродная сестра Александра, которая работала бухгалтером в краевом отделе народного образования, пришла на встречу к брату с подругой Валентиной. Румяная красавица с голубыми глазами, пышной русой шевелюрой и очаровательной улыбкой сразу запала в душу. Из отпуска Андрей вернулся в Забайкалье с женой. Но расписаться они смогли только через год. Вблизи части населённых пунктов не было. Позже пришлось специально ехать в местечко Хадабулак, где в местном сельсовете им наконец оформили официальные документы.

Потом Федотовым довелось служить в Дагестане и в городе Урюпинске Воронежской области. Так бы и меняли они военные городки, но на восемнадцатом году службы Андрея Ипатьевича началось сокращение армии. И хотя ему предлагали остаться, он принял решение демобилизоваться. Жена настояла вернуться на Алтай. Год прожили на съемных квартирах, а затем им дали жилье на Потоке.

Одна «Волга» на район

В Барнаул приехали в 1961 году. Валентине сразу нашлась работа в управлении лесного хозяйства, где она трудилась до своего увольнения. А старший лейтенант Федотов, как и положено, явился в военкомат для решения своей дальнейшей судьбы. Там его направили в милицию. В краевом УВД с Андреем побеседовали, а когда узнали, что в армии он окончил курсы водителей и имеет права, предложили пойти на работу в ГАИ. С первых же дней ему поручили заняться организацией движения в Барнауле. Так Федотов стал ответственным за светофоры, дорожные знаки, разметку, дорожное покрытие. И практически все время работы в ГАИ, вплоть до выхода на пенсию с должности заместителя начальника краевого управления ГАИ, занимался именно этим.

– Старое здание ГАИ тогда располагалось на площади Свободы. Машин в краевом центре было мало. По улицам ездили грузовики, немного такси, служебные «Волги» и «Победы». Отдельные «Москвичи» 400 и 401 моделей находились в личной собственности. Массово частный транспорт стал появляться позже, когда стали активно выпускать «Москвичи» – 408 и 412 и «Жигули» первых моделей. Кстати, поначалу автомобилей не было и у службы ГАИ. Например, на весь Центральный район Барнаула имелась только одна «Волга» у начальника, а инспекторы передвигались на мотоциклах либо пешком. Зимой на мотоцикле не наездишься, поэтому на место ДТП приходилось выезжать на попутных машинах, – вспоминает ветеран. – Указательных и предупреждающих знаков, дорожной разметки и светофоров не хватало. Мне поручили развивать их сеть. Первый светофор появился на пересечении проспектов Строителей и Социалистического, второй – на Ленина и Никитина. Их заказывали в Москве, потом распределяли по самым сложным перекресткам. Присылали всегда меньше, чем просили, и то и не всегда. Однажды даже заказали опытную партию светофоров нашему радиозаводу.

Позже они стали появляться и по краю. Были и забавные случаи. Когда в Горняке повесили первый светофор, его укрепили не на столбе, а на подвесном тросе через перекресток. Местные бабушки долго удивлялись и не могли понять, почему перед перекрестком стали останавливаться автомобили – раньше такого никогда не было.

Как рассказывает Федотов, дорожные знаки тоже приходилось заказывать в столице. Он с коллегами определял места их установки, но старался не злоупотреблять запрещающими знаками.

Свои сложности возникали даже с обустройством пешеходных переходов. Не было не только соответствующих указательных знаков, но и нечем было размечать «зебру» – отсутствовала белая краска. Поэтому приходилось заказывать круглые алюминиевые колпаки, которые прибивали к асфальту по краям перехода. Это обозначало переход, заставляя водителей снижать скорость.

Даже при сравнительно небольшом количестве автомобилей на дорогах краевого центра в 60-70-е годы прошлого века люди гибли под колёсами. Федотов говорит, что особенно их беспокоили автобусы. Они ходили переполненные, пассажиры висели на подножках, иногда падали на проезжую часть. Особенно часто аварии случались с автобусами, курсирующими по Змеиногорскому тракту. Там транспорт почему-то любил разгоняться.

Конечно, мы поинтересовались, какими были дороги в Барнауле полвека назад: ровными, не разбитыми потоками автомобилей?

– Не все. Полностью был заасфальтирован лишь проспект Ленина. А вот на Красноармейском асфальтовое покрытие было только до улицы Партизанской, ниже, в сторону Барнаулки, – щебёнка. Такое же покрытие вело на гору. Причем, чтобы с Красноармейского попасть на Змеиногорский тракт, надо было свернуть на проспект Социалистический, доехать до его конца и там подняться в гору. Когда встал вопрос организации прямого пути с Красноармейского, нашлись противники асфальтирования дороги, ведущей на подъем. Дело в том, что во время дождя и на льду машины с трудом въезжали в гору по щебенке и некоторым казалось, что при асфальтовом покрытии въехать будет еще труднее. Пришлось доказывать в горисполкоме, что сцепление с асфальтом у автомобилей будет выше и они смогут проехать в любое время года и любую погоду.

Так же приходилось решать вопросы с дорогами по краю. До Рубцовска вела грунтовая дорога, и порой до Барнаула оттуда добирались два дня. А первый опыт прокладки дорог в сочетании бетонного основания и асфальтового покрытия мы применили на трассе от Барнаула до Баюновских Ключей. Очень хорошо получилось – и надежно, и мягко, – рассуждает Федотов.

Разводил виноград

Так в трудовых буднях бежали годы.

Основное время супруги проводили на даче. Там иногда собирались и многочисленные родственники Андрея и Валентины, благо жили в сёлах недалеко от Барнаула. Здесь всех привечали, устраивали семейные посиделки. Федотов первый в округе развёл на даче виноград. Это стало его хобби. Потом начал обновлять сорта картофеля. Саженцы, черенки раздавал родным и друзьям. Ещё он любил плавать и играть в волейбол. В те годы не пропускал возможности сразиться за команду ГАИ. До сих пор смотрит по телевизору футбол, разбирается в нём. Хоккей его не так задевает.

– Автомобилей сейчас у ГИБДД достаточно, не приходится инспекторам зимой целый день на улице мерзнуть, как это было тогда. Другое дело, что число машин в крае резко увеличилось, а культура поведения на дороге не возросла, поэтому у нынешних инспекторов так же много работы, как и у нас полвека назад, – говорит ветеран.

Сегодня супруги Федотовы из дома почти не выходят: возраст, болезни. Но ветераны ГИБДД окружены вниманием своих родных.

Накануне Дня Победы ветерана войны и ГАИ посетил руководитель краевого управления ГИБДД Пётр Богомолов. Вручил Федотову юбилейную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и почётную грамоту Главного управления МВД России по Алтайскому краю, подписанную генералом-лейтенантом Олегом Торубаровым. Она до сих пор висит на видном месте в квартире Федотовых.

А сегодня Андрей Ипатьевич принимает поздравления с Днем ГИБДД. И мы желаем ему счастья и благополучия!

 
Фоторепортаж