Что такое электронная подпись

09:13, 28 декабря 2020г, Общество 787


Что такое электронная подпись Фото №1

И рукописная, и электронная подпись — это реквизит документа. Только в первом случае — бумажного, а во втором — электронного. Любая подпись подтверждает, что документ подписан конкретным человеком — автором документа, который отвечает за его содержание, а также точность и достоверность информации.

Согласно закону об электронной подписи (№ 63-ФЗ от 06.04.2011), электронная подпись — цифровая информация, которая присоединяется к электронному документу и свидетельствует о его подлинности. Ранее, до введения 63-ФЗ, электронная подпись (ЭП) называлась «электронной цифровой подписью» (ЭЦП). Сейчас эти понятия зачастую используются на практике равнозначно и подразумевают одно и то же, но более актуальным считается «электронная подпись». Оформление электронной подписи доступно каждому гражданину, предпринимателю и юридическому лицу. Кто-то предпочитает заказать ЭЦП на всякий случай — вдруг пригодится, но как правило, это необходимость. Электронный документооборот постоянно расширяется и в некоторых сегментах становится обязательным. Например, сдать налоговою отчётность многие налогоплательщики могут только в электронной форме, без ЭЦП невозможно участие в электронных торгах, как государственных, так и коммерческих. Но даже если нет обязанности оформить ЭЦП и использовать её для подписания документов, её наличие значительно ускоряет, упрощает и делает безопасным документооборот и получение госуслуг.

Существует несколько видов электронной подписи. Каждый имеет свою сферу возможного применения. Поэтому прежде чем выпустить электронную подпись, определите, какая именно ЭЦП вам нужна. Если ошибётесь, то либо переплатите за ненужный функционал, либо закажете электронную подпись, которая не даст возможность подписывать нужные документы, работать на определённых сервисах и площадках.

Виды электронной подписи

Электронная подпись бывает простой (ПЭП), усиленной неквалифицированной (НЭП) и усиленной квалифицированной (КЭП).

Простая подпись — популярный вариант. Но её ключевой недостаток — слабый уровень защиты. Это такая электронная подпись, факт использования которой подтверждается использованием паролей, кодов, логинов и прочих средств. Такие средства пользователь может сформировать сам, регистрируясь и (или) авторизуясь в какой-либо системе, или сама система выдаёт пользователю логин, пароль или код для доступа.

Свойство простой подписи — возможность определить лицо, которое подписало электронный документ, авторизовавшись под своим логином, паролем (или кодом). При этом предполагается, что пользователь хранит такую информацию втайне от третьих лиц. Пример использования ПЭП в современных условиях — авторизация в электронной системе под своими логином и паролем или присланным в СМС кодом.

Создание ЭЦП видов НЭП и КЭП происходит с использованием методов криптографической защиты информации. Они надёжнее и поэтому называются усиленными. Купить электронную подпись этих видов можно только в удостоверяющем центре.

Неквалифицированная ЭП создаётся криптографическим преобразованием информации и записывается на носитель ключа НЭП. Такая подпись не просто свидетельствует об авторстве электронного документа, но и гарантирует неизменность его содержимого. Если корректировки будут, они отразятся в НЭП.

Неквалифицированная ЭП часто используется для внутрикорпоративного электронного документооборота, для подписания и обмена документами между гражданами и (или) контрагентами.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) — самый надёжный и безопасный вариант. Только такая подпись юридически абсолютно равнозначна собственноручной подписи.

НЭП и КЭП технически формируются примерно одинаково — с помощью криптографических средств защиты информации. Однако программное обеспечение для работы с КЭП обязательно сертифицируется ФСБ. Ключ проверки КЭП и информация о владельце содержатся в квалифицированном сертификате. Купить ЭЦП (точнее, приобрести сертификат ключа проверки ЭП) можно только в удостоверяющем центре, прошедшем аккредитацию Минкомсвязи.

Помимо высокой степени надежности и безопасности, КЭП отличается универсальностью применения. Такой подписью можно подписать любой электронный документ. Наличие КЭП обязательно для тех, кто сдаёт электронную отчётность, участвует в государственных закупках и в целом стремится к высокому уровню информационной безопасности при работе с документами.

На правах рекламы.

 
Фоторепортаж