Продовольственные карточки для малоимущих могут появиться в России

13:36, 06 ноября 2015г, Общество 1263


Продовольственные карточки для малоимущих могут появиться в России Фото №1

Минпромторг РФ в первой половине сентября внес в правительство концепцию по внедрению продовольственных карточек для малоимущих граждан. Представители алтайских торговых сетей приветствуют инициативу министерства.

Инициатива предусматривает помощь в получении дополнительного питания малоимущим гражданам. Чиновники предлагают зачислять на специальные банковские карты средства, которые можно тратить на свежие продовольственные продукты. Их перечень разработают позже. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, в него войдут продукты в основном местного производства.

Копить средства на карточках не получится: деньги будут «сгорать» в конце специально обозначенного периода. При этом Евтухов уточняет, граждане смогут зачислять на карты собственные деньги.

– Тогда они будут иметь государственный бонус в размере, как мы рассчитываем, 50% от начисленных средств, – цитирует замглавы Минпромторга РИА «Новости».

В программе помощи по продовольственным карточкам смогут участвовать любые розничные продавцы.

Директор Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Денис Пак в интервью «АП» уточнил, что это совсем не те продовольственные карточки, которые были в советские времена. Скорее всего, их назовут продовольственными сертификатами. Но по большому счету это такие же банковские карты, на которые государство будет переводить деньги малоимущим.

Продовольственные сертификаты позволят, с одной стороны, поддержать экономику региона, с другой – конкретных сельхозпроизводителей. Денис Пак назвал их новым способом трансляции бюджетных средств от торговли к эффективным производителям продуктов питания. Кстати, Минсельхоз США 70% средств американским фермерам и переработчикам направляет по аналогичным программам.

– В настоящее время Российское государство напрямую поддерживает сельхозпроизводителей и небольшие суммы достаются пищевой и перерабатывающей промышленности. Но можно их поддержать избирательно, – разъясняет директор департамента Минпромторга. – Если мы видим, что где-то недопотребление или нужно помочь производителям молока в определенном регионе, то государственные средства будут направлены на субсидирование приобретения этих продуктов. И таким образом государство поддерживает не всех, а только эффективных производителей. Они успешны, потому что уже представлены в рознице. Потребителю мы не навязываем конкретный продукт. Он выбирает сам, руководствуясь балансом цены и качества. И эти деньги остаются в регионе. А повышенный спрос на продукцию отдельного производителя дает ему возможность наращивать выпуск.

По информации Виктора Евтухова, обнародованной им в середине сентября, на реализацию программы потребуется 240 млрд руб. При этом помощь может быть оказана 15-16 млн малообеспеченных россиян. Денис Пак отмечает, что в настоящее время Минпромторг с Минсельхозом и Министерством труда разрабатывают механизм доведения государственных дотаций по всей цепочке от покупателя до производителя и говорить о конкретных суммах пока преждевременно.

На вопрос, будете ли вы копировать западный опыт или пойдете своим путем, Денис Пак ответил, что есть успешный опыт и в Евросоюзе, и в США. Он будет изучен и адаптирован к российской действительности.

– В настоящее время региональные торговые сети имеют необходимую инфраструктуру в городах и районных центрах края для реализации подобного рода проекта, сообщила «АП» Галина Денежкина, замначальника управления края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. – Например, у «Ленты» уже есть опыт разработки и реализации специальных программ для населения в сети своих гипермаркетов. Готова подключиться к программе и сеть «Мария-Ра».

– За все, что полезного придумывается для людей, мы двумя руками «за», – сказал владелец сети Александр Ракшин. – Но вопрос, насколько совершенен будет механизм распределения дотаций.

Он напомнил, что в богатейшей стране мира США порядка 30 миллионов человек получают социальную поддержку от государства через продовольственные карточки.

– Наверное, нам сам Бог велел тоже так делать, – добавил Александр Ракшин.

Коммерческий директор франчайзинговой сети «Корзинка» ТД «Аникс» Ольга Сибирякова считает, что программа позволит участвующим в ней торговым сетям иметь гарантированный дополнительный товарооборот, поэтому она приветствует инициативу федеральных властей.

Реализовывать программу, по данным «Ведомостей», предполагается в два этапа: до 2017 года Минпромторг будет налаживать выдачу продовольственных сертификатов, в следующие три года займется организацией системы бесплатного или льготного питания в специальных кафе и столовых. Его концепцию разработают позже.

Фоторепортаж