Барнаульцы побывали на марийском обрядовом празднике Сурем

15:38, 17 июля 2015г, Культура 2623


1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Ученики школы N 53 Барнаула, участники школы юных этножурналистов, в рамках проекта Гильдии межэтнической журналистики «Многонациональная Россия глазами СМИротворцев» побывали в Республике Мари Эл. 

Они приняли участие в Марийском обрядовом праздник Сурем. В ходе этого ритуала зажигают семь очищающих душу костров, посвященных каждому из языческих богов, вслушиваются в слова древней молитвы жрецов – картов, катаются верхом, приносят жертвоприношения богам. В празднике, как правило, участвуют несколько сот почитателей древнемарийского культа.

Окунуться в Сурем

На одной из Священных рощ на территории республики состоялось летнее Моление. Это событие относится к Марийской традиционной религии. „ Мы сохраняем веру предков,‟­ поделился с нами один из жрецов – Карт. Он подчеркивает: „Безграмотно и некультурно называть нас язычниками.

Было видно, что им неприятно само это слово - «язычники».

Погоду нельзя было назвать теплой. Все небо заволокло облаками, тучами, дул сильный ветер, периодически шел мелкий дождь. Я же, одев сарафан и сандалии, надеялась на лучшее, но погода лишь ухудшалась. Местные жители из села радушно предоставили мне и еще нескольким девушкам из группы теплые носочки и галоши. Марийцы волновались за нас, как за близких, было очень приятно и немного неловко. Вскоре мы приехали на окраину села Шоруньжа Моркинского района. Еще у самого входа в “Лесной храм” нас встретили проводящие моление старейшины, жрецы ­ Карты. Являются «проводниками» в общении между простым народом и Богом. Они были в невысоких кремовых шапках из шерсти и сорочках с национальной марийской вышивкой красного цвета. Рассказали о правилах поведения в роще, запрете бегать, кричать, проходить за священным деревом во время моления и много другое. Они просят нас отключить телефоны, прочую аппаратуру и приглашают в Рощу. Перед входом на нее стоит арка, вырезанная из дерева, Священное место огорожено невысоким забором. За ними поляна, переходящая в лиственную Рощу. Нас заранее предупреждают, что ломать ветки, траву и цветы – себе дороже, так что идем мы аккуратно, след в след за Картом. Сначала многие из нас чувствовали дискомфорт на территории Рощи, что скрывать, даже страх.

Изгнание злых духов

Первая поляна встречает нас костром, несколькими лавочками и марийцами. Некоторые смотрят на нас с интересом. Еще бы. По правилам молений девушки должны быть одеты в длинные юбки, закрывающие ноги. Не у всех такие были. Платки же некоторым предоставили те же радушные жители села. Идя дальше, мы узнаем, что поляны всего три и на каждой из них есть большой очищающий душу костер, лавочки и священное дерево. Праздник связан с уборкой урожая и началом сенокоса, так же завершает летний календарь Мари. Старший Карт рассказывает нам о самом празднике, проходящем ежегодно. О волшебных свойствах места и чудесах традиционной религии. Его слова и интонация заражают нас теплом и ощущением соприкосновения с чем­то священным. Сами же жертвоприношения проходят три раза в год. В жертву приносят молодых овечек, гусей, уток, принесенных верующими. Но никто не должен видеть этот процесс, даже кровь жертвенного животного. Все это сопровождается молением о благополучии народа и изгнанием злых духов. Карты обращались к Богу и разговаривали с ним, за ними, на еловых ветках, молились простые люди. С ними в Молении решила принять участия моя подруга – Лиза. Молитва читалась на луговом марийском. Это так называемый “литературный” марийский. Он отличается от горного (разговорного) марийского, более певчим и красивым звучанием. Верующие вставали на колени за спинами старейшин, кто на еловые веточки, кто на принесенные с собой коврики. Некоторые остались сидеть на лавочках. В это время сохранялось молчание, люди старались оставаться на местах. “Я ничего не замечала, ­ делится впечатлениями Лиза. ­ Совсем не чувствовала холода, а потом стало на душе легко­легко. Чувствуешь единение с природой и сильнейшую энергетику намоленного места”.

Гостеприимство и доброта

После молитвы Мари пожимали руки Картам, благодаря их за молитву и просят чего­то для себя, кто здоровья, кто любви, кто благополучия, некоторые исполнения желания. Все приветливо улыбались, выглядели счастливыми. Длинная очередь людей шла быстро и заканчивалась у стола с традиционными блинами и квасом, которые принесли участники Сурем. В котлах, над костром варится каша и бульон из принесенного в жертву животного. Угощали всех, большим ковшом кладя в тарелку кашу. Мари раздавали овощи и блины. Все дружелюбно улыбались, приняли нас, как родных, не смотря на то, что мы православные. Ведь и среди них есть почитатели обеих религий и православия, и марийской традиционной. Марийцы с глубочайшим уважением относятся к Картам, к Священной Роще, с невероятным радушием и добротой приняли нас. Отмечу, что это гостеприимство распространено среди марийцев, все они очень дружелюбные и веселые, добрые и общительные. К сожалению, начался дождь, и нам пришлось спешно уйти. Конечно, останется неизгладимое впечатление от пребывания в республике и общения с этими замечательными людьми.

Влада Филина

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж