«Аналог» остался в прошлом. Алтайский край полностью перешел на цифровое вещание

11:08, 05 июня 2019г, Общество 1113


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

3 июня Алтайский край полностью перешел на цифровое вещание. В регионе прекратили трансляцию федеральные телеканалы в аналоговом формате. И те, кто не успел купить специальное оборудование для перехода на «цифру», остались без любимых программ и фильмов.

Пик нагрузки

В Минсвязи Алтайского края, где в понедельник начал работу крупный колл-центр, уже в первые часы поступили сотни звонков со всех уголков края. Специалисты министерства помогают жителям региона, которые не смогли настроить приставки для приема цифрового сигнала. Если возникают сложности и не получается дать звонившим необходимую консультацию по телефону, то по месту жительства направляют волонтеров. Всего в городах и районах края сегодня работает 2,5 тысячи добровольных помощников.

В колл-центре на звонки отвечают 25 специалистов-операторов. «У меня современный телевизор, он должен принимать цифровое телевидение, но не показывает», – кричит в трубку жительница Барнаула. «Я жму кнопки на пульте как в инструкции. Почему нет картинки?» – задает вопрос пенсионер из Косихинского района.

Оператор Анастасия Ольхина рассказывает, что только за два часа с начала работы приняла больше десяти звонков:

– В основном это люди пожилого возраста. Некоторые удивляются, почему появился черный экран, и спрашивают, что с этим делать. Другие переживают, что теперь уже и специальная приставка не поможет, мол, аналог отключили, поезд ушел! Мы отвечаем: паниковать не стоит. Объясняем, что нужно купить оборудование и все будет в порядке. Рассказываем, как его настроить, а если люди не понимают, то обещаем направить им волонтера. Знаете, многие пенсионеры передают трубку детям – сами не могут разобраться.

Операторы говорят, что в основном на «горячую линию» звонят городские жители, по большей части барнаульцы. На одну консультацию по настройке оборудования у специалистов уходит примерно десять минут. На оформление заявки по направлению волонтера – три минуты.

К авралу готовы

– Каждому, кто звонит, мы помогаем, – говорит министр цифрового развития и связи Алтайского края Евгений Зрюмов. – Колл-центр создан для того, чтобы переход на «цифру» был максимально плавным. Сегодня состоялось его официальное открытие, а фактически «горячая линия» у нас работает с апреля. Наплыв обращений ожидается на начало июня, однако, по нашим расчетам, за день количество звонков не должно превысить тысячи. И технологически, и кадрово к такому развитию событий мы готовы.

По словам Евгения Зрюмова, разъяснительная работа по вопросам подключения к «цифре» активно проводилась в СМИ с начала года. Распространялись листовки с номером «горячей линии», всю необходимую информацию о переходе на новый формат вещания можно было получить на сайте Министерства цифрового развития и связи региона. За это время от жителей края поступило несколько тысяч обращений.

Часть из них касается технических тонкостей (например, подходит ли оборудование для цифрового сигнала, как его подключить, какие кнопки нажимать на пульте телевизора), другая часть вопросов связана с получением материальной поддержки, если семьи относятся к малообеспеченным категориям.

– Мы оказываем такую помощь на покупку цифровой приставки стандарта DVB-Т2 для приема бесплатной «цифры» (но не более 1000 рублей), – говорит Евгений Зрюмов. – Компенсация до 4,5 тысячи рублей предоставляется и на приобретение спутникового оборудования. Но только для тех граждан, которые проживают в зоне неуверенного приема сигнала или полного его отсутствия. Это 248 населенных пунктов на территории края.

Напомним, 3 июня жителям Алтайского края стали доступны 20 телеканалов двух мультиплексов в цифровом качестве. Абонентская плата за их просмотр взиматься не будет. Для приема программ на обычный телевизор нужно иметь соответствующее приемное оборудование – приставку и антенну (дециметровую или всеволновую).

Тем, кто пользуется цифровым телевизором (после 2013 года выпуска), никакого дополнительного оборудования не требуется. Для настройки приема «цифры» достаточно запустить автопоиск телеканалов или провести настройку в ручном режиме.

Когда верстался номер

Евгений Поздерин, заместитель министра цифрового развития и связи Алтайского края:

– 3 июня на «горячую линию» в Алтайском крае поступило около 1100 вопросов. Операторы работали круглые сутки. Последний звонок зарегистрирован в два часа ночи. Чуть меньше половины из обращений – заявки на волонтеров. Это даже больше, чем мы рассчитывали. Хотя в некоторых регионах, например, в соседней Новосибирской области, на «горячую линию» поступило 2 тысячи звонков. В связи с этим федеральные представители Минкомсвязи отметили, что в Алтайском крае на хорошем уровне была организована предварительная работа по информированию населения. По большей части вопросы касались подключения приставок. Волонтеры рассказывают, что параллельно им приходилось отрабатывать другие адреса. Пожилые люди просили помочь с подключением соседям-пенсионерам. Многие удивлялись, что помощь оказывается бесплатно. В Министерство цифрового развития и связи также поступило несколько ответных звонков с благодарностью за оказанные услуги и консультации.

Отзывы

Любовь Замятина, пенсионерка (г. Змеиногорск):
– Как подключаться к цифровому телевидению, мне подсказывал сын. Но я бы и сама, наверное, разобралась. У меня современный телевизор. Все оказалось очень просто. Достаточно вставить кабель в нужный разъем и через «Меню» выполнить несложную настройку каналов. Две минуты – и готово. После того как появилось изображение, мне показалось, что у меня улучшилось зрение! Разительная разница – показывает четко, морщинки на лицах видно, и со звуком, по-моему, стало намного лучше.

Михаил Ращупкин, 39 лет (Михайловский район):
– Мы живем в самом райцентре, приставки продаются у нас в нескольких магазинах. Разброс цен – от 900 до 1200 рублей. Я купил оборудование для любимой тещи, конечно, то, что подороже. Продавцы-консультанты автоматически настраивают приставки уже в магазинах на обычном телевизоре. Дома я просто подключил «колокольчики» нужного цвета от приставки к телевизору, потом нашел «Меню» и включил «Автонастройки». Ничего сложного. Раньше было два канала с картинкой отвратительного качества. Сейчас – 20 программ, отличное изображение и звук. У мамы появились музыкальные и детские каналы, а это значит, что внуки чаще будут у нее гостить.

Николай Долгополов, пенсионер (г. Барнаул):
– У меня возникли проблемы с подключением. При покупке нового телевизора менеджер толком не объяснил, куда идут разные кабели. Пришлось вызывать волонтеров. У них все ловко получилось. Бабушка довольна, и я тоже. Раньше по одному каналу полосы шли, по другому – рябь, а сейчас все показывают хорошо.

Не верь глазам своим

Елена Жукова, пенсионер (г. Барнаул):

– Для меня лично переход к «цифре» произошел уже давно, с полгода назад, когда я с облегчением простилась с «Ростелекомом» (данная организация в курсе: 11 месяцев благодаря ей я смотрела практически один канал, поэтому передо мной даже извинились!) и купила цифровую приставку с антенной, мастер их установил, я успокоилась. Но ненадолго. Сначала периодически – за вечер раз 15 – 20 – стал ненадолго пропадать сигнал. Дальше – еще лучше. Вместо моего любимого второго канала нахально вылез совершенно неинтересный мне «Матч», а канал «Россия 1» был объявлен недействительным. Что бы я ни делала (включала – выключала – выжидала), телик стоял на своем. Вызвала мастера. Секунд за пять канал он вернул, о причинах сбоя пробормотал что-то невнятное, но 500 рублей взял. Эта ситуация повторялась раза три: вызов мастера, пять секунд работы, 500 рублей из кармана долой. Пока наконец один сердобольный парнишка, сжалившись надо мной, не показал, как элементарно просто можно самой все поправить. Сказал, что в своей беде я не одинока: многие маются, причем именно со вторым каналом. Хотя, к примеру, у дочери еще и первый такие же фокусы вытворяет.

С тех пор прошло больше месяца. Ничего не изменилось, кроме того, что сбои стали чаще, а к «Матчу» присоединился еще и «Музканал». Иногда прямо наперегонки сменяют друг друга. Это тогда еще цифровизация не началась. Что же будет, когда она заработает в полную силу?!

Важно
Планируется, что в усиленном режиме колл-центр будет работать две ближайшие недели, пока не спадет волна обращений. Номер федеральной круглосуточной «горячей линии» – 8-800-220-2002, региональной – +7 (3852) 538-271. Звонить можно с 8 часов утра до 10 вечера. «Если звонок поступит ночью, его тоже запишут и на следующий день заявку отработают волонтеры», – пообещал Евгений Зрюмов.

Фоторепортаж