Актуальный репортаж… 1915 года

18:18, 20 октября 2015г, Общество 2145


1
1

Столетие со дня открытия Алтайской железной дороги отмечается на этой неделе.

Этому знаковому событию будет посвящено немало мероприятий – торжественных заседаний, чествований ветеранов, концертов. О самом же открытии, случившемся 21 октября (по ст. стилю) 1915 года, «Жизнь Алтая» сообщала весьма скупо: не отдельным большим репортажем, как можно было бы сейчас представить, а маленькой заметкой в «Хронике». Приведем ее полностью:

«Вчера состоялось торжественное открытие Алтайской жел. дороги. На открытии присутствовали командующий Омским военным округом, томский губернатор, семипалатинский губернатор, начальник Алтайскаго округа, представители управления Алт. жел. дороги и различных общественных организаций. В 11 час. дня начальствующия и друг. лица собрались в соборе и около 12 часов выехали на станцию Барнаул, где соборне было отслужено молебствие, после чего правильное движение по Алтайской жел. дороге было объявлено открытым. Первый поезд правильного движения, украшенный национальными флагами, подошел к арке; командующий Омским военным округом разрезал ленту, протянутую через эту арку, и первый поезд правильного движения между Семипалатинском и Барнаулом, напутствуемый криками «ура», направился в Н-Николаевск.

По открытии движения начальствующия лица и приглашенные гости направились в управление Алтайской жел. дороги, где им был предложен обед.

На обеде командующий военным округом произнес тост за Государя Императора, после чего огласил от лица собравшихся телеграмму Государю Императору с выражением верноподданнических чувств.

Затем тост был произнесен за министра путей сообщения и друг.

Тосты были произнесены томским губернатором, семипалат. губернатором, начальн. Алт. округа, инженером Будаговым, гор. головой Лесневским, председателем бирж. комитета Михаловским и др. лицами.

В заключение были оглашены приветственныя телеграммы от различных лиц и учреждений: чтение телеграмм заняло около часа. Обед закончился в 6 час. вечера».

Что означает «правильное движение», если это касается поезда? «Действующий по правилам, регулярный, постоянный». До октября 1915-го были и «неправильные» поезда. Первый грузовой на паровой тяге (серии Ы) был проведен машинистом Иваном Гусевым 30 октября 1914 года по маршруту Рубцовск – Семипалатинск. А первый пассажирский поезд (паровоз серии ЛП) – Василием Кривенко 24 сентября 1915-го по маршруту Барнаул – Новониколаевск.

21 октября открылось правильное почтово-товаро-пассажирское движение на линиях Новониколаевск – Семипалатинск и Алтайская – Бийск. «Причем, – сообщала «Жизнь Алтая», – поезда будут ходить не через день, как раньше, а ежедневно». Пассажирский состав поездов был «исключительно из вагонов 3-го класса».

В ежедневное обращение между Новониколаевском и Семипалатинском были назначены поезда № 3 и 4, а между Алтайской и Бийском – № 3-бис и 4-бис. Для удобства пассажиров, следующих из Новониколаевска и Барнаула в Бийск и обратно, было установлено прямое беспересадочное сообщение.

Возвращаясь к репортажу столетней давности, выскажу предположение. Почему ему гораздо меньше отведено места в «Жизни Алтая», чем обсуждению темы строительства железной дороги, например, в 1911-м на страницах той же газеты? Время не располагало к пышности и многодневности торжеств – шел второй год Великой войны. В те дни октября 1915-го в Барнауле выступала капелла Маргариты Агреневой-Славянской: артисты исполняли гимны союзных государств, патриотические и народные песни…

Фоторепортаж