«А славный мужик Грибоедов!..»

16:45, 31 августа 2015г, Общество 1785


«А славный мужик Грибоедов!..» Фото №1

Мужская гимназия торжественно открылась в Барнауле 16 сентября 1912 года – этот факт отмечен в... «Журнале записи проступков и мер взыскания». Сей документ в течение уже первого учебного года фиксировал причины пропусков уроков гимназистами, а также опоздания и случаи неблаговидного поведения учеников.

Некоторые эксцессы не удивят наших современников: во все времена дети устраивают потасовки, списывают, разговаривают на уроках. Но можно заметить и различия: сто лет назад барнаульские гимназисты опаздывали на утреннюю молитву, мазали друг друга чернилами и часто… плевались. «Журнал» добросовестно фиксировал как обычное хулиганство, так и случаи аморального поведения. В графы документа – помимо описания самого проступка и его «героя» – педагоги должны были вносить информацию о принятых мерах.

Наказать гимназистов можно было оставлением в кабинете учебного заведения после уроков на час-другой. Классный наставник также мог уведомить о вопиющем поведении ученика его родителей, педсовет, директора гимназии. В случае более тяжкого проступка мальчикам грозил карцер. Какие провинности были тяжкими, какие удостаивались легкого наказания, покажем на примерах.

«Новиков, выходя из гимназии, плюнул в лицо швейцару и обозвал его «холопом». Выговор дирекции. Карцер на 2 часа».

«Лебедев взял из библиотеки сочинения Грибоедова и в присутствии учеников и библиотекаря сказал: «А славный мужик Грибоедов, я его, кажется, знаю». Библиотекарь сделал ему устное внушение».

«Мерцалов отсутствовал в классе: вечером того же дня явился… в Народный дом, не спрашивая на то разрешения. Карцер на 3 часа в воскр.».

«Виноградов Анатолий был днем в цирке без разрешения. Карцер 2 1/2 ч.».

«Бедняков и Фрейберг после звонка на уроки сидели в столовой и играли на балалайках. Выговор кл. наст.».

«Акулинин выломал стекло в ватерклозете. 4 часа карцера».

«Журавлев писал в ватерклозете «курить воспрещается», в чем сознался».

«Шейнин на уроке умышленно кашлял; после того, как ему было предложено выйти из класса и откашляться, в класс не вернулся».

«Двинянников принес в класс горох и разбрасывал на уроке рус.яз.».

«Хмелев насыпал в чернилки мел. Карцер 2,5 час.».

«Морев продавал на уроке Федяеву портмонэ».

«Лазарев пришел в гимназию, открыл форточку и кричал во все горло (орал) гимназисткам, стоявшим около кассы катка («Нюра», «Сима»). 2 часа карцера».

«Виноградов Влад. заталкивал в ящик для сора уч. Морева. 1 час карцера».

«Палехов был встречен на набережной Оби около 8 ч. вечера; гулял с барышней. Карцер 1 час».

«Панов на уроке Закона Божьего воткнул булавку в парту, ударяя пальцами о булавку, издавал звуки и возбудил смех товарищей. 2 часа карцера».

«Молотилов плюнул в подсвечник фисгармонии».

Подготовила по материалам ГААК Светлана ТИРСКАЯ (стиль и орфография документа сохранены)

 
Фоторепортаж