5 млн рублей получила на обновление Тюменцевская ДШИ

19:11, 26 февраля 2022г, Культура 1122


5 млн рублей получила на обновление Тюменцевская ДШИ Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Не должны быть голодными ни художник, ни музыкант, ни хореограф. Педагогам сельских школ искусств дорог каждый рубль поддержки, толика внимания к себе. И потому так радуются в Тюменцевской ДШИ субсидии на обновление в пять без малого миллионов рублей.

Обещанного три года ждали

– Мы подали заявку на участие в проекте «Культурная среда» нацпроекта «Культура» еще в 2018 году, но все затормозила пандемия. И теперь, конечно, рады, что все срослось для нас, – говорит директор ДШИ Ольга Черных. – Основатель нашей школы и оркестра русских народных инструментов Валентин Матвеевич Власов заботился о пополнении инструментальной базы, но время идет, она требует обновления. Увы, музыкальные инструменты невероятно дороги, и, на мой взгляд, нужна отдельная государственная программа поддержки фабрик, производящих пианино, баяны и т. д., чтобы они были доступны детским школам. Благодаря Министерству культуры часть инструментов у нас обновилась. На средства субсидии планируем приобрести комплекты духовых и народных инструментов, медийное оборудование, о котором давно мечтаем, обновить мебель в классах и кресла в концертном зале.

– Тюменцевская ДШИ – одна из крупнейших сельских школ края. Можно ли добавить «и самая беспроблемная»?

– Это вряд ли. В школе 240 учеников, 15 преподавателей, два филиала. Преподавание на весьма достойном уровне. Но у детей, и не только в нашем районе, – спад интереса к музыкальному направлению. Самое востребованное сейчас хореографическое. А было время, когда на ту же хореографию родители отдавали детей неохотно, сейчас вот приоритеты сменились. Причин много. Одна из них – пандемия, из-за нее пришлось прервать традицию живых концертов, проводимых в районе силами ДШИ. На селе это едва ли не единственная возможность развивать у ребенка культуру слушания, приобщать его к музыке на примере ровесников, выступающих на сцене. И вот уже два года дети лишены такой возможности. Мы выкладываем в соцсети видео своих выступлений, конечно, но зритель должен быть в зале. Наша надежда – малыши, воспитанники отделения раннего развития, на 90% они становятся учениками ДШИ.

Кузница кадров… для других

– Если дети не идут на музыку, где взять новых Плетнёвых и Мацуевых?

– Ну два-три бриллиантика в каждом выпуске всегда есть, а значит, и фамилии новые будут. Но ситуация в культуре и допобразовании, в частности, беспокоит. Я люблю Алтай и никогда его не покину. Так думают и мои коллеги, 30% из которых – пенсионнного возраста. Но как удержать наших выпускников? Окончив АГИК или музучилище, они не остаются на родине, даже те, кто учился по целевым направлениям. Нам нужны молодые преподаватели. Говорила я с ними. Нет, не собираются они к нам. Их в Хабаровск пригласили. Там предоставляют жилье и зарплаты на порядок выше наших. Новосибирску, Томску или Кемерову есть что предложить молодым специалистам в отличие от нас. Профессиональные учебные заведения края давно стали кузницей кадров для других регионов, но не для себя. Мы так не только педагогов – детей теряем. Вся надежда на программу поддержки «Земский работник культуры», где заложены средства на выплату подъемных.

– Подобные программы давно работают в медицине и образовании, но кадровую проблему они помогают решить лишь отчасти. Отработав положенный срок, люди все равно уезжают. Нет опасений, что с преподавателями музыки будет та же история?

– А тут целый комплекс мер должен работать. Расскажу на своем примере. Сама я родом из Завьяловского района, но когда окончила музучилище, меня в Тюменцево пригласил Валентин Матвеевич Власов. Ему нужна была домристка. Я приехала, посмотрела, все понравилось. Замуж здесь вышла,  осталась насовсем. А переманил,  потому что было чем. Жилье преподаватели музыкальной школы получали, да и зарплаты весьма приличные. Сейчас этих факторов привлечения нет. Инструктор по фитнесу, маникюрша, уборщица – да кто угодно сегодня зарабатывает больше, чем учитель музыки, человек, отвечающий за духовное развитие детей, за их нравственность. Это нормально, вы считаете?

Три аккорда

– Кто в детстве занимался музыкой, тот знает, почему дети предпочитают хореографию инструменту. Обучение игре на фортепиано, скрипке, гитаре требует ежедневных многочасовых занятий, иначе ничего не получится. Но ведь и уроков никто не отменял, и подготовки домашних заданий. Можно сказать, что у ребенка нет детства…

– Да, дело и в этом тоже. Родители, приводя детей в первый класс, часто и сами сомневаются – выдержат ли. Чаще всего мамы рассказывают такую историю: «Я тоже начинала, но бросила, а теперь хочу, чтобы ребенок мою мечту воплотил». Мои дети тоже учились в ДШИ, и мне также доводилось отвечать им, почему они должны заниматься, когда другие отдыхают. Да, это работа, непростая для школьника. Своему сыну я говорила так: «Быть может, ты не станешь художником, но обязательно научишься видеть и ценить прекрасное и знать будешь больше, чем твои сверстники».

– Но нынешним детям сложно объяснить, зачем тратить часы на гаммы и арпеджио, если есть в Интернете масса мастер-классов по извлечению нужных аккордов из инструмента. Вам удается?

– Гитаристы, в частности, так говорят. День за днем нарабатывать технику исполнения – это долго и сложно. Гораздо проще зайти на YouTube. Но там не учат беглости пальцев, не дают азов музыкальной культуры. И тут уж родители должны помочь ребенку сделать выбор. Нужны три аккорда – сидите дома, музыкальная школа вам и впрямь ни к чему.

– Есть идеи, как расшевелить эту новую генерацию детей, для которой сотовый – продолжение руки?

– Своим примером. Живыми концертами. Как только эпидситуация позволит, вернемся к доковидному опыту выступлений взрослых и талантливых детей. Мы устраивали такой промоушен ДШИ с воспитанниками, экспромты для учеников общеобразовательной школы, предваряя уроки музыки или изо. Учителя шли нам навстречу, потому что видели, как загораются глаза детей. Мечтаем о поездках в Новосибирск в театр оперы и балета. Нас детьми возили. Это был культурный шок, пробуждающий сердца. Но сейчас все сложнее стало. И требования к перевозкам детей ужесточились, и у родителей мы не всегда находим понимание. А нам так нужен организатор в родительской среде!

– А вы свое детство в музыкальной школе помните?

– Да. Моя подружка занималась на фортепиано, и мне хотелось. Но цена пианино, 700 рублей, была немыслимой для моих родителей. Поэтому я пошла на домру. Когда стало сложно совмещать уроки в двух школах, мама сказала: «Не хочешь – не учись». Но бросить музыку мне не дала моя преподавательница. Она меня убеждала, а не маму. Знаете, это стимул. Взрослый человек, учительница, которую я люблю, говорит со мной на равных. Но… времена иные были. Тогда, в 80-е, преподаватели музыки нам казались небожителями.

– Мне кажется, все стало сложнее еще и из-за серьезно выросшей нагрузки в общеобразовательных школах. Ведь и музыка халтуры не терпит. 

– Это так, программы усложнились. И в таких условиях, я считаю, нам важно держаться вместе – с родителями, районной властью, школьными учителями, которые, конечно же, знают, кто из учеников занимается в ДШИ. Вот пример такой эффективной связки. Администрация района приобрела специальное покрытие «Бродвей» для класса хореографии вместо старого деревянного пола, на котором дети ноги себе занозили и чешки рвали. Мы разрекламировали новинку по селу – детей прибавилось. Один лишь шаг активизировал сельское сообщество. Да, ребятам нелегко. Но когда, в каких еще условиях учить их преодолевать себя, проявлять волю? С такой жизненной закалкой у них потом все будет получаться в любой сфере.

Справка

11 ДШИ региона получат в этом году новые музыкальные инструменты, оборудование и учебную литературу по нацпроекту «Культура». На эти цели федеральный и краевой бюджеты выделили свыше 53 млн рублей, в том числе почти 4 млн 800 тыс. рублей – для Тюменцевской ДШИ. 

Фоторепортаж