Весь мир – черновик

БОДАГОВА Анна

Весь мир – черновик

355

08:00, 07 декабря 2018г

Романы Сергея Лукьяненко не дают покоя режиссерам уже несколько лет. «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор», «Мальчик и тьма», «Азирис Нуна»… в этом году список экранизаций пополнился «Черновиком».

Общая линия сюжета совпадает с первоисточником. Кирилл Максимов (Никита Волков) планомерно начинает стираться из памяти друзей, родственников и вообще из жизни. Он постепенно превращается в функционала-таможенника. Теперь его обязанность – открывать двери в новые миры. Пожалуй, на этом сходство и заканчивается. Нет, есть, конечно, общие названия миров, и в книге, и в фильме есть Аркан, Кимгим и Нирвана, некоторые герои – например, Котя, который впоследствии, как в книге, окажется куратором мира, Аня (Ольга Боровская). Правда, эта героиня в книге была лишь эпизодом, а в фильме стала вдруг главной и заняла место Насти Лукьяновской. Поэтому честнее было бы обозначить ленту как снятую по мотивам романа, потому что заявленный формат предполагает более бережное отношение к первоисточнику.

Создатели фильма (в частности, режиссер Сергей Мокрицкий), по-видимому, пытались сделать привязку к реалиям, однако прописанные заранее авторам  идеи то ли показались им слишком скучными, то ли чересчур уж привязанными. Так, вместо политика Дмитрия неожиданно появляется Ирина Хакамада, а вместо актера и сатирика Евгения – Митя Хрусталёв. По сути, свои роли они сыграли великолепно. Только вот для тех, кто не читал предварительно книгу, так и останется неясным, почему вдруг в состав комиссии, проверяющей работу таможни функционала, попали эти люди. А учитывая современный политический вес Хакамады, ее задание найти Аркан, чтобы использовать его как полигон-черновик для нашего мира, и вообще выглядит абсурдным.

Визуализацию поводка, который отвечает за дистанцию свободного движения собственной функции, можно назвать любопытной и более логичной, чем в романе. Однако, по замыслу Сергея Лукьяненко, есть вещи, не подвластные ни куратору, ни акушеру (так называются функционалы, способные превращать людей в других функционалов). В первую очередь это длина поводка, которая определяется внутренними способностями функционала.

Не совсем понятен смысл превращения мира Нирваны (гипертрофированно яркого и беззаботного) в серый мир пропаганды и самого худшего воплощения советского прошлого, где роль первого секретаря обкома… простите, хозяина мира играет женщина–кузнец (в романе Лукьяненко таможенник) в исполнении Ирины Демидкиной. В итоге и образ кузнеца, и мир Нирваны в целом получились откровенно пошлыми, чего в книге успешно обошел Лукьяненко.

Отдельная история – стреляющие матрешки вместо спецназовцев Аркана. Зрители уже окрестили их «страшным сном американцев о России».

Может быть, все же не вполне правильно сравнивать книгу и фильм (пусть он и сделан по роману). В конце концов мы же не пытаемся сравнить «Чародеев» с романом братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», а смотрим и читаем раздельно. Из плюсов фильма можно отметить отлично подобранную музыку, задающую настроение, понятно и замечательно показанные метаморфозы с башней, большое количество известных актеров.

А смысл фильма поясняет последний сингл уже в титрах. Мир – черновик, все меняется, а счастье – только миг.

Окончание достойно всей ленты. Непонятная «матричная» битва, нелогичное превращение Коти из врага в друга, невнятный финал и намек на продолжение. Естественно, есть же еще роман «Чистовик», который наверняка удостоится внимания режиссера. Насколько его захочется посмотреть, определится каждый зритель сам. Впрочем, в авторах сценария к фильму значится сам Сергей Лукьяненко. Более того, он мелькает в одной из сцен фильма. Значит, автора как минимум все устраивает в фильме. Могу только предположить, что лента стала еще одной работой, вероятно, с книгой никак не связанной.

Фоторепортаж