Приблизить прошлое

КАРПОВА Любовь

Приблизить прошлое

398

10:00, 26 января 2019г

В барнаульском кинотеатре на неделе показали удивительный документальный фильм о Первой мировой войне «Они никогда не станут старше», созданный режиссером «Властелина колец» Питером Джексоном.

Он позволяет не просто погрузиться на полтора часа в события столетней давности, но и увидеть их глазами непосредственных участников.

Фильм целиком собран из кадров кинохроники. Из сотен часов документальных материалов, снятых еще практически на заре кинематографа, режиссер сумел создать историю, которая не может оставить зрителя равнодушным. И дело тут не только во впечатляющих возможностях современных технологий, но и в том, что на бесконечно далекие от нас события автор смотрит не отстраненным взглядом документалиста, а сквозь призму частного, личного и семейного.

«Между 1914 и 1918 годами глобальный конфликт изменил направление истории. Люди, которые пережили это, существовали не в черно-белом беззвучном мире». Но как оживить и приблизить к нам прошлое, зафиксированное в монохромных зернистых кадрах кинохроники, в нелепом ускоренном темпе, из-за которого к запечатленным событиям так трудно относиться всерьез?

Пишут, что авторы использовали материалы из архивов Имперского военного музея и Би-би-си, а еще 600 часов интервью с двумя сотнями британских ветеранов Первой мировой. Джексон сознательно не стал пытаться показать войну «с той стороны линии фронта». Так что о немцах мы узнаем из воспоминаний простых мальчишек, которые впервые увидели иностранцев на войне (пленными) и обнаружили, что они не какие-то рогатые монстры, а обычные уставшие люди. Словом, сконцентрирован фильм всецело на специфическом британском опыте Первой мировой.

Из кусочков интервью складывается этакий собирательный портрет подростка лет 14-18, который, приписав себе год-два-пять, вступил в армию. Зачем? Многим просто хотелось новизны: бросить тяжелую работу на какой-нибудь фабрике, сбежать из дома, может, даже стать героем. Армейская жизнь встретила их портянками, муштрой, недокомплектом белья и тесной обувью, орущими офицерами и тренировками штыковой атаки. Все были уверены, что война закончится уже через полгода и к Рождеству они снова будут дома – тогда ведь никто не предполагал, что человечество побьет все рекорды зверства и придумает способы массового уничтожения противника!

В фильме есть некий сюжет, но он не привязан к какому-то конкретному этапу или сражению, а, скорее, обобщает коллективное переживание. Есть окопная жизнь и ее тяготы, есть утраты друзей, есть страшная битва, в которой герои выжили буквально чудом. 

Кстати, вначале фильм черно-белый. А когда безымянные (но уже такие понятные, ставшие нам почти родными) ребята оказываются на передовой, кадры кинохроники вдруг вспыхивают цветом. Та самая колоризация черно-белого изображения, которую принято осуждать в художественном кино, здесь производит ошеломительный эффект. Но и это не все: на беззвучное изображение наложили грохот стрельбы и взрывов, шум шагов. Специалисты, читающие по губам, выяснили, что именно произносят запечатленные в хронике солдаты (скажем, переговаривающиеся в окопе между боями), чтобы затем их озвучили артисты.

В России фильм показывают на английском языке с русскими субтитрами. Поначалу это сложновато воспринимается, потому что закадрового текста здесь не просто много – воспоминания ветеранов звучат практически непрерывно. Но именно такая подробность в конце концов создает тот самый эффект присутствия и личного знакомства, которого, очевидно, и добивался режиссер.

Фоторепортаж