Остановите Землю!

БОДАГОВА Анна

Остановите Землю!

482

12:04, 24 мая 2019г

Споры вокруг высадки Нила Армстронга на Луну не утихают ни на минуту. Заявления русских космонавтов, утверждающих, что американцы на Луне не были, не помогают. Интересно, сможет ли вышедший менее года назад фильм «Человек на Луне» если не поставить точку в этом вопросе, то хотя бы уменьшить количество скептиков.

Режиссер Демьен Шазелл снял этот фильм по единственной авторизованной биографии космонавта, вышедшей уже в 2005 году. Книга получилась внушительной, с большим количеством имен, цифр и прямой речи. Возможно, именно это позволило выпустить ленту, отличающуюся от большинства американских фильмов о космосе. Вопреки традициям такого кино «Человек на Луне» не стал героико-патриотическим суперблокбастером. И вообще так получилось, что эта история не столько о космосе, сколько о трагедии человека, волею судьбы оказавшегося на Луне. Притом что фактический материал вполне позволяет сделать если не «Крепкого орешка», то что-то типа «Аполлона-13» точно.

Во время просмотра невольно возникают ассоциации с российской картиной «Время первых». Время одно, по сути оба фильма – взгляд на события с обеих сторон баррикады. Однако если в российском фильме события и эпизоды основательно подредактировали в угоду зрелищности, то в истории Армстронга этого не видно.

Фильм начинается с вылета на орбиту Нила Армстронга (Райан Гослинг), ошибок при пилотировании и все же возвращения его на Землю. От полетов его отстраняют. Все это происходит в 1961 году – времени больших космических соревнований двух держав.

В январе следующего года от отека мозга умирает двухлетняя дочка летчика-испытателя Карен. Армстронг тяжело переживает смерть дочери, целиком уходит в работу, записывается в новый проект, который в конечном счете и приведет его на Луну.

Главный герой фильма крайне неэмоционален. Пожалуй, единственный момент, в котором показаны его переживания, – похороны дочери. Нил уходит в кабинет, где наконец-то дает волю слезам. Остальные переживания спрятаны глубоко внутри. Интересно, что актеру удается через нарочитую холодность показать всю внутреннюю трагедию человека. Заложниками этой ситуации становятся жена и сыновья Армстронга. Попыткам женщины достучаться до мужа уделено большое внимание.

Фильмы об исторических событиях снимать явно нелегко. Все знают, что за событие и чем оно закончилось. Предложить свой вариант просто нереально. Это значит, необходимо искать какой-то особый подход, который сможет удержать зрителя. Таким подходом стало «запирание» зрителя вместе с героем в дребезжащем пространстве с кучей переключателей (космическом корабле), раз за разом повторяющееся на протяжении всего фильма. Такой подход отрезвляет любителей космической романтики и фантастики, показывая, что выход в космос – огромный труд, физические перегрузки и моральные, крайне далекие от традиционных картинок фильмов о космосе, и в некотором роде очень прозаическая работа.

Только в финальной сцене режиссер позволяет себе величественные виды, показана эффектная высадка на Луну, запоминающееся музыкальное сопровождение. Но даже здесь режиссер каким-то образом уходит от, казалось бы, ожидаемого и оправданного пафоса, ради этого пожертвовав сценой установки звездно-полосатого флага на лунной поверхности. Кстати, как уточняют кинокритики, именно это решение очень повлияло на судьбу киноленты в американском прокате.

В Италии на пресс-конференции, отвечая на вопрос, почему Шазелл не показал столь важный момент, как установка американского флага на Луне, Райан Гослинг ответил: «Сомневаюсь, что Нил Армстронг считал себя американским героем. Из моих разговоров с его семьей и знакомыми стало ясно, что все наоборот. А нам хотелось показать Нила».

И хотя сам американский флаг появляется в кадре дважды, все это вызвало волну возмущения у американских зрителей. Были высказывания на тему, что вся лента –
одно большое неуважение к американским достижениям. И часть зрителей США решила, что смотреть фильм, попирающий главные ценности страны, не стоит.

Кстати, все это определяет тип зрителя не только в Америке. Любителям приключений и байопиков настоящих героев, суперэффектов и графики лучше поискать для просмотра что-то еще. Хотя «Человек на Луне» получил Оскар именно «за визуализацию», лента явно понравится больше тем, кто не ждет от нее «вау-эффекта».

Кстати, после просмотра фильма возникает довольно странное ощущение: Нил Армстронг, отдавая все силы работе, просто пытается убежать от себя, от окружающих его людей и для этого улетает аж на Луну. Как говорится, «остановите Землю, я сойду».

Фоторепортаж