Неактуальная сатира

КАРПОВА Любовь

Неактуальная сатира

494

12:37, 29 марта 2019г

Кинокритики бурно обсуждают новый сериал «Содержанки» авторства модного и скандального театрального режиссера Константина Богомолова. Новинка выходит на стриминговом сервисе Start и, видимо, никогда не будет показана в телеэфире в силу объективных цензурных ограничений.

Уже по первым отзывам стало понятно, что надежды на по-нас­тоящему откровенный русский сериал оправдались лишь отчасти. Да, в первой же серии в кадре обнажились, кажется, все актрисы. Да, неожиданно подробно по меркам российского телевидения сняты интимные сцены, порой слышен мат (очень дозированно). Но тут выясняется, что лучшие из современных зарубежных сериалов смотрят вообще не ради этого, а ради крутых, цепляющих историй.

Сюжет нетрудно предугадать по названию. В Москву приезжает на аукцион молодая искусствовед Даша (актриса Софья Эрнст), чтобы купить для саратовского музея какого-то локально знаменитого соцреалиста, и отпрашивается с работы навестить подругу Марину. А Марина – как раз содержанка, любовница Игоря Долгачёва, коррумпированного начальника неназванного федерального управления (Сергей Бурунов). Впрочем, у Марины есть еще один любовник, так сказать, для души – некий Кир. Он якобы начинающий актер, а на деле альфонс Алисы (Ольга Сутулова), жены бизнесмена Глеба (Владимир Мишуков).

В первое же утро в Москве Даша раскроет измены подруги ее «папику», тот заблокирует Маринины финансы, а еще чуть позже ту вообще застрелят в туалете московского ресторана «Мост». Поиском убийцы зай­мется циничная следователь Елена Широкова (актриса Дарья Мороз). Ну а Даша из Саратова начнет осваиваться в мутных водах столичного гламура. Для начала войдет в доверие к любовнику убитой подруги Игорю, который по совпадению в своей тайной квартире коллекционирует предметы искусства и антиквариат. А в следующих сериях начнет выстраивать какую-­то многоходовую интригу, конечной целью которой, видимо, является обладание собственной картинной галереей.

Это не все значимые персонажи: есть таинственная Оля на красном «порше», кажется, частный детектив (но это не точно – ее мотивы пока так и не прояснились). Кроме того, за Дашей в Москву приехал брошенный муж Боря, по виду полнейший неудачник. У следователя Лены тоже есть не только муж-учитель, преследуемый развратной старшеклассницей, но и молодой любовник с работы. А на бизнесмена Глеба работает молодой юрист, который перед собственной свадьбой изменяет невесте. Еще есть коррумпированное полицейское начальство, жена чиновника (ее играет Марина Зудина) и его влиятельный тесть в исполнении Александра Збруева, который просит зятя не изменять слишком уж открыто. Здесь даже у пожилого личного водителя чиновника в прошлом есть интрижка! Зато нет, кажется, ни единого персонажа, который хотя бы в теории готов хранить верность кому бы то ни было. Ну а чтобы придать происходящему достоверность, в кадре появляются представители столичной тусовки в ролях самих себя.

Учитывая, что центральная героиня Даша, готовая идти по головам, получилась совсем отталкивающей, проникнуться если не сочувствием, то интересом в этом паноптикуме можно, пожалуй, к двоим. Во-первых, это следователь Лена, у которой, несмотря на запутанную личную жизнь, остались хотя бы профессиональные принципы, в ее работе совсем не лишние. И, как ни странно, тот самый чиновник Игорь. Но это уже всецело заслуга обаяния Сергея Бурунова, знакомого российскому зрителю по целой веренице больших и маленьких комических ролей. Пускай он тоже прожженный циник, коррупционер и неверный муж, но есть что-то в его облике, наивном взгляде и неожиданных реакциях, что делает его единственным живым в этом абсолютно стерильном мире идеальных лиц, тел, нарядов и интерьеров... и непрозрачных мотивов.

Заметим, что бурная интимная жизнь всех без исключения персонажей сериала как раз должна свидетельствовать об их живости. Но нет, от каждого кадра веет холодом пластиковых манекенов – и это очень странно. Можно возразить, что сериал откровенно сатирический (пусть и не очень-то смешной) и персонажам положено вызывать негативные чувства. Проблема в том, что особых чувств сериал не высекает, а зрители в Интернете жалуются на скуку.

Возможно, виной тому подчеркнуто отстраненная режиссерская интонация. Или нескладный сюжет, когда даже детективная интрига не заставляет с нетерпением ждать следующей серии. А может, просто бессмысленность самой сатиры: ну узнает себя в героях сериала один процент самых богатых москвичей и их окружение –
и что? С чаяниями обычных зрителей, с нашими сегодняшними житейскими проблемами, с подспудно ощущаемыми общественными запросами сериал совершенно не резонирует. В отличие, скажем, от совсем простецкого, но в чем-то очень искреннего и потому популярного сатирического «Домашнего ареста».

«Содержанки» вообще кажутся продуктом из другого времени, когда дорогие машины в кадре и сама возможность подглядывать за недоступной роскошью были способны удержать зрителей у экранов. Но это определенно в прошлом. Как и интерес к судьбам женщин, чья основная задача – присосаться покрепче к чужому кошельку.

Фоторепортаж