Настоящая женская дружба

КОЧЕТЫГОВА Татьяна

Настоящая женская дружба

491

11:37, 15 марта 2019г

Недавно посмотрела трагикомедию Авдотьи Смирновой «Кококо» с Анной Михалковой и Яной Трояновой в главных ролях. Картина вышла на экраны в 2012 году, но до сих пор не потеряла своей актуальности.

Фильм хочется пересматривать много раз. Он, что называется, попал с тематикой в десяточку. В нем и о душе, и о социуме, и о политике.

В центре внимания интеллигентское общество Санкт-Петербурга. Сотрудники Кунсткамеры – люди средних лет – собираются на квартире у коллеги, спорят, поют под гитару, дурачатся, выпивают. Все они близкие люди, кто-то с кем-то бывшие муж и жена, кто-то любовники, кто-то на пороге серьезных отношений, знают друг друга с института. Интерьер выдает характер одной из главных героинь – Лизы, которую сыграла Анна Михалкова. Квартира, когда-то принадлежавшая ее отцу-художнику, сохранила приметы мастерской с хаотично расставленными предметами. Все это второстепенно для героини: допотопная мебель, не поменянные чугунные трубы, старый закопченный чайник на такой же плите. На первом месте общественная жизнь: сбор подписей, пожертвования детскому дому и, конечно же, спасение «униженных и оскорбленных».

Познакомившись в купе поезда с бойкой девушкой из Екатеринбурга – Викой, которую сыграла Яна Троянова, Лиза тут же решила ее спасать, потому что «это и есть народ, о котором мы так много говорим».

Чтобы стало понятно, почему жанр фильма – трагикомедия, отмечу, что познакомились девушки при весьма пикантных обстоятельствах. Вечером соседки по купе легли спать, а утром обнаружили, что их обворовали. Полиция заподозрила в краже екатеринбурженку – она вернулась в купе из ресторана заполночь, и к ней ломились кавалеры. Но Лиза ее отстояла и пригласила пожить у себя.

Из иронического вопроса друга и коллеги сотрудницы музея, который приехал ее встречать на вокзал («Ты сразу ее пропишешь у себя или сначала на работу устроишь?»), следует, что это не первая попытка Лизы протянуть руку помощи ближнему.

Друзья на одной из посиделок в ее квартире шутливо интерпретируют предыдущую историю спасения алеута (представитель малочисленной народности РФ), который от чрезмерной опеки ушел в запой и в конце концов сбежал. Вика – очередной алеут, решают друзья.

План спасения девушки, выросшей в трудных социальных условиях, грандиозный. Бывшего администратора ночного клуба, хорошо понимающую, после какой стопки подавать клиенту закуски, Лиза пробует устроить сотрудником музея, помощником архитектора, ведущей на телевидение и одновременно преподает ей краткий курс хороших манер, мировую художественную культуру и пытается исправить ее уральский говор.

Комизм ситуации в том, что и Вика предпринимает попытки спасти Лизу, отметив, что с мужчинами интеллигентке не везет. Покупает ей модный прикид, похожий как две капли воды на собственный, устраивает вечеринки на квартире у подруги.

Иногда пелена с глаз Лизы спадает и она понимает, какой монстр поселился у нее в квартире: Вика переспала с ее бывшим мужем, испортила набросок известного художника в ходе неудачной попытки стереть с него пыль, купила в знак извинения «нечеловеческий ужас» – картину с базара и музыкальный фонтан китайского производства. Но Лиза терпит, надеясь, что это побочный эффект проявления цельности народной натуры.

– Это кококо? – спрашивает Вика, глядя на один из старинных особняков Санкт-Петербурга.

– Правильно, рококо, вот видишь, ты уже разбираешься в архитектурных стилях, – радуется Лиза.

И все же соседство двух противоположностей на одной жилплощади приводит к неминуемому конфликту. В конце фильма они снова в полиции. Лиза требует отдать ей заявление, которое написала на Вику, после того как они подрались.

– Мы подруги, мы просто поссорились! – кричит Лиза на полицейского.

– Не отдавайте меня ей! – умоляет Вика.

Финал остается открытым. Тут есть над чем подумать. Некоторые критики считают, что конфликт, разыгранный в двух лицах, на самом деле обнажает внутренние противоречия, заложенные в каждой женщине. Я думаю, если воспринимать современных амазонок в несколько ироническом ключе, то с этим мнением можно согласиться. С одной стороны, мы склонны к самопожертвованию, с другой, без внутренней наглости в XXI веке хрупким девушкам не выжить.

Фото www.kino-teatr.ru.

Фоторепортаж