Мисс Марпл русского образца

ПОПОВА Тамара

Мисс Марпл русского образца

406

08:00, 17 декабря 2018г

Твердую четверку создателям сериала «Тайны госпожи Кирсановой», снятого для федерального канала «Россия 1», можно поставить с полным основанием уже хотя бы потому, что народ старается не пропустить очередную из 50 серий.

Так было много-много лет назад, когда показывали «Следствие ведут знатоки» или «Место встречи изменить нельзя». 

В центре сюжета фильма – весьма необычная для конца XIX века судьба женщины. Главная героиня Лариса Кирсанова (актриса Ольга Лерман), разочаровавшись в любви – жених Павел Бестужев (актер Антон Батырев) бросил ее в день свадьбы, уезжает на войну с Турцией, становится сестрой милосердия. В губернский Богородск, к тете Лизавете Прокофьевне Басаргиной (Евгения Симонова), она возвращается совсем другим человеком, со взглядами, идущими вразрез с досужими стереотипами о том, какой должна быть женщина. Конечно же, проводящей время в праздных визитах. Образование – на уровне «читать – писать», главное – удачная партия.

Конфликтом новенькой эмансипе с женским бомондом города режиссер ловко камуфлирует противоречия, раздирающие российское общество. 1878 год. Время правления Александра II, реформатора и освободителя. Страна меняется на глазах. Отменено крепостное право, но освобожденные люди еще не вполне понимают своей ответственности за решения, принятые самостоятельно. Россия прирастает железными дорогами, но вместе со свободой передвижения растет и инакомыслие. Героев Русско-турецкой войны с ликованием встречают дома, но все понимают, что с усилением геополитического влияния наша страна обретает и новых недругов.

Вернувшуюся с фронта Ларису Дмитриевну не интересуют светские тусовки. Днем она преподает в женской гимназии и расследует преступления, а ночью мучается кошмарами – то война ей снится, то пропавший без вести жених, к тайне исчезновения которого она приближается день за днем.

Настроение фильма задается подсказками, да что там, прямыми аллюзиями, расширяющими пространство маленького Богородска, начиная с имени главной героини. Как и Лариса Дмитриевна из «Бесприданницы» Островского, фронтовичка Кирсанова бросает вызов замшелой провинциальной морали. Тревожная музыкальная тема отсылает нас к советской экранизации «Шерлока Холмса» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным. В новеллах просматриваются нарочито узнаваемые сюжеты классиков, Чехова, например, и того же Конан Дойля.

Обычно премьеры фильмов, снятых в исторических декорациях, принято оценивать с точки зрения достоверности антуража, но, если честно,  динамика развития событий делает бессмысленным спор, носили ли дамы конца XIX века турнюры. На первый план выходит особа новой формации, сильная, способная решать сложные логические задачи быстрее, чем мужчины-профессионалы из полиции. Мисс Марпл русского образца не обращает внимания на сплетни за спиной – у нее нет на это времени. Впрочем, нет и ответа на главный женский вопрос, без срока давности. Кто же она, мужик в юбке или просто женщина, вынужденная быть сильной? Лариса Кирсанова его не находит. Пока не находит. Смотрим!

Фоторепортаж