Космический опыт

КАРПОВА Любовь

Космический опыт

299

15:50, 07 сентября 2018г

В сентябре в кинозалах системы IMAX показывают фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», который полвека назад изменил лицо кинофантастики, похоже, что навсегда.

Во всяком случае при первом просмотре культовой классики (не важно, в кинозале или дома с экрана ноутбука) вам обеспечено стойкое ощущение, что многое вы уже где-то видели, причем не раз. Тут и бунтующий искусственный интеллект, любящий поболтать об отвлеченном, и астронавты в анабиозе, и вращающиеся космические станции-бублики. Вот и режиссер «Чужого» Ридли Скотт был уверен, что после «Космической одиссеи» в кино уже не смогут показать ничего нового. Именно этот фильм задал правила, даже стандарты изображения всякого космического, в те времена, когда еще не существовало сколько-нибудь приличных снимков Земли. Причем сделано это настолько убедительно, что конспирологи до сих пор верят, будто американские высадки на Луну на самом деле были сняты Кубриком в павильоне…

Пять лет назад к очередному юбилею картины в Интернете много писали о том, какие технологии удалось предсказать режиссеру и его соавтору, писателю-фантасту Артуру Кларку. Списки получались длинные: плоские экраны, планшетные компьютеры, скайп, голосовое управление и голосовая идентификация человека, графические интерфейсы и много чего еще. Не сбылось пока главное – мы так и не освоились в космосе, и до миссии на Юпитер еще далековато.

Впрочем, режиссер, кажется, исподволь предупреждает, что это и не может быть простой задачей. Теплый и трогательно человечный мир нашего несостоявшегося будущего – с мягкими коврами и элегантными женщинами в туфлях-лодочках на космической станции, с авторучками, вылетающими из нагрудного кармашка твидового мужского пиджака в невесомости, с дизайнерской мебелью – непременно должен столкнуться с чем-то непостижимым, темным и холодным.

Кстати, по сути, сейчас, полвека спустя, и происходит российская кинотеатральная премьера всемирно признанного шедевра. Кассиры в кино предупреждают: «Фильм идет в 2D, на английском языке и с переводом в субтитрах». То есть ровно так, как и завещано режиссером, правда, уже в «цифре».

И до сих пор это не самый простой зрительский опыт. Ни одного диалога – да что диалога, ни одного человека! – за первые 20 минут фильма. Кроме всем знакомых (и звучащих сегодня, признаемся, уже немного комично) первых тактов штраусовской симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», здесь много музыки венгерского композитора Лигети, а она совершенно непривычная, странная и немного пугающая. Абстрактное световое шоу минут на десять сближает фильм с мультимедийным искусством. А пресловутое визуальное повествование лишает зрителя опоры, и что в конце концов имел в виду автор, придется догадаться самостоятельно – отсюда и такое количество противоречащих друг другу теорий, появившихся за эти 50 лет. (Правда, можно еще прочитать одноименный роман, написанный Кубриком и Кларком по ходу работы над фильмом, там все объяснено более внятно.)

Зачем «Космическую одиссею» смотреть в кино? Ну, киноманам – чтобы как следует рассмотреть детали, а потом снова и снова узнавать цитаты из Кубрика буквально повсеместно. Любителям тайн он даст огромный простор для интерпретаций (серьезно, некоторые видят в картине попытку научного поиска Бога). Кому-то – ради странного аудиовизуального опыта, мало с чем сравнимого, и огромный экран IMAX подходит для него гораздо лучше, чем экранчик планшета.

Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика , 1968 год.

Фоторепортаж