Когда советы бессильны

ПОПОВА Тамара

Когда советы бессильны

310

15:23, 23 ноября 2018г

Мы слукавим, если скажем, что иностранное словечко «буллинг» ворвалось в нашу жизнь неожиданно. Травля в школе – явление не новое. Но при этом благополучие школьного социума, на мой взгляд, определяется не количеством ЧП, а умением и желанием взрослых предотвращать конфликт еще в зачатке, пока не случилось беды.

Но, увы, иногда даже мамы никак не реагируют, увидев синяки на теле сына. Мужик, мол, растет, пусть сам со своими проблемами разбирается. А если силы неравны, обидчиков много и ребенок, не нашедший поддержки самых близких людей, сломлен?

Сначала «сор из избы» вынесли в лицее № 101 Барнаула, мама одного из учеников рассказала в Сети, что ее сына подвергают издевательствам. Затем – ЧП во Власихе, где двое подростков были избиты сверстниками так, что оказались в больнице...

Специалисты, не первое десятилетие изучающие само это явление – «травля в школе», вывели ряд ее особенностей. Так, мальчишки действуют обычно физически - пинают, толкают, бьют. Девочки пускают в ход изощренные методы психологического давления на слабого. В своем мире подростки сбиваются в стайки слабых «жертв» и доминирующих «агрессоров», лидеров со знаком «минус», как правило, из т.н. семей социального риска. Но конфликт никогда не возникает внезапно. Так почему же педагоги доводят ситуацию до критической точки, ничего не предпринимая? Не знают или не хотят знать? Скоро мы и это узнаем, ведь краевой следком уже возбудил уголовные дела по двум вопиющим фактам, которые произошли в Барнауле.

Как мама, проходившая подобные испытания со своими детьми, я сделала вывод: советы «не обращай внимания», «будь умнее», «пройди мимо» или «дай сдачи» просто не работают, если подросток один против толпы обидчиков. Травля – это проблема не загнанного в угол несчастного ребенка – одиночки, а взрослых, окружающих его ежечасно.   

Так как же быть, если ваше чадо обижают в школе? Даже если подросток уверяет, что справится со своими проблемами сам - вмешиваться, обязательно, если этого не делают учителя. И благодарить их за чуткость и внимательность, когда они раньше вас заметили, что ученик подавлен,  потерял интерес к школе, а то и вовсе стал прогуливать.

Расскажу, как исправили ситуацию мы, родители и педагоги Барнаульской кадетской школы несколько лет назад, когда мой младшенький учился там.  Вымахав за лето, наши парни пришли в 10-й готовыми «столбить» новые территории своего влияния. Уверенности добавлял гормонозависимый  пубертатный период.

Наш офицер-воспитатель Сергей Сергеевич каждую неделю устраивал родительские собрания – такая у него была привычка. Ценности ее в то время мы, люди работающие и занятые, не понимали и даже бывали недовольны. Оценили в полной мере, когда класс раскололся на кланы. Первая – лидеры со знаком «минус» из ребят, физическое развитие которых опережало интеллектуальное. Вторая – «ботаники», «заучки». Третья -  хорошисты и ударники, державшие вооруженный нейтралитет. Первым неладное увидели не мамы и папы, а наш Сергей Сергеевич. 

В тот раз мы сидели в кабинете истории до десяти вечера – спорили, как снова объединить наших ребятишек. Придумали вот что. Стали собираться еще и каждые выходные, все вместе, взрослые и дети. Пекли тортики, устраивали чаепития, играли в волейбол или выбирались на природу, если погода позволяла. Постепенно узнали поближе и «неблагополучных» одноклассников наших детей. Выяснилось, что нет среди них «плохих» и «трудных». Есть недолюбленные и обделенные вниманием. Один живет со старенькой глухой бабушкой, второй – с мамой, которая вкалывает на трех работах, чтобы обеспечить всем необходимым любимого сыночка, у третьего отец алкаш, гоняет по пьяни все семейство…

Мы, наверное, не изменили их судеб кардинально, но те совместные семейно-школьные уикенды запомнились нашим кадетам наверняка. В 10-м и 11-м классах это была уже настоящая «ватага – семь ветров», на выпускном все плакали, расставаясь. Сейчас наши пацаны уже взрослые, семейные, работают или служат в армии. Ни один из них не пошел по кривой дорожке.

Эффект, которого мы и сами не ожидали: с родителями мы дружны до сих пор - переписываемся, созваниваемся. И не стесняемся при возможности сказать нашему офицеру-воспитателю «спасибо» за наших детей.

Фоторепортаж