Гармоничная личность

КАРПОВА Любовь

Гармоничная личность

579

12:31, 31 мая 2019г

На ТНТ на этой неделе завершился первый сезон сериала «Толя Робот», которого заранее ждали по нескольким причинам.

Во-первых, тема: в центре истории персонаж с инвалидностью – редчайший случай для нашего кино и телевидения, да еще играет его всеобщий любимец Александр Паль. Во-вторых, авторы сериала причастны к созданию фильма «Я худею», посвященного тоже весьма актуальной в наши дни, но все же не столь болезненной теме принятия себя. Все это вместе просто обязано было сработать – и, кажется, сработало. Во всяком случае, после первых двух-трех серий хочется продолжать смотреть не по инерции, а из чистого любопытства, что же будет дальше.

Итак, заглавный Толя, простой провинциальный парень, при не известных до поры до времени обстоятельствах лишился обеих рук и ног и ждет государственной квоты на четыре дорогостоящих бионических протеза, которые должны подарить ему относительную независимость от окружающих. Да, если знать, какими протезами у нас обеспечивают людей с инвалидностью, это, конечно, воспринимается как совершенно фантастическая условность, но в данном случае ее легко простить. Толя влюблен в красивую соседку Машу, мечтающую уехать в Москву и стать певицей (Маргарита Аброськина). Но Маша смотрит сквозь него, а он пока тусит с соседом-недотепой Ваней по прозвищу Байкер (Евгений Кулик, знакомый по фильму «Я худею»). А еще снисходит до соцработника Люды (Валентина Мазунина), которая скрывает, что квота ему уже давно дана. Получив в первой же серии свои высокотехнологичные руки и ноги, Толя начинает новую жизнь – и деятельно меняет жизнь окружающих (вопрос, к лучшему ли).

Главное достижение авторов состоит, пожалуй, в том, что тяжелая социальная проблематика, от которой тут буквально никуда не деться, не придавила в сериале все живое, смешное и нелепое. Потому что «Толя Робот», если уж называть вещи своими именами, именно комедия о жизни с инвалидностью, оптимистическая и человечная, но не сглаживающая острых углов. Стоит ли удивляться, что права на адаптацию, по слухам, уже проданы французской телекомпании! На европейском и американском телевидении сюжеты о людях, в прямом и переносном смысле утративших важную часть себя, сегодня на вес золота.

А еще это неожиданное высказывание о российской провинции, точнее, о ее жилищно-коммунальном измерении (тут стоит напомнить, что авторы создали еще и сериал «Ольга» о нелегкой жизни простых людей). Основные персонажи обитают в старом многоквартирном доме с ветхими деревянными лестницами и мирятся с безответственностью директора управляющей компании (актер Азамат Мусагалиев играет своего Эльдара Рахмановича как вороватого проныру и растратчика, бессильного перед женской красотой). Устав от его вранья, Толя и Ваня создают ТСЖ. «Ну все, соседушки, маховик добра запущен!» – провозглашает Ваня, пока Толя лезет на чердак избавляться от поселившихся там ос. А дальше им предстоит разобраться с проблемой вывоза мусора (и едва не погибнуть в конфликте с отмороженными мусорщиками).

Перед премьерой продюсеры, авторы и исполнитель главной роли Александр Паль говорили в интервью о том, что для них самым важным было не подходить к центральному персонажу с позиции жалости, поскольку нет для человека ничего более оскорбительного. Именно взгляд на Толю как на равного, а возможно, более сильного и внутренне гармоничного человека и позволяет им хлестко шутить:

– Я же боялась, что ты станешь нормальным и бросишь меня. Как все мужики об меня ноги вытирали, – объясняет соцработник Люда, почему скрывала от своего подопечного и возлюбленного новость о квоте на протезы.

– И потому нашла безногого? – беззлобно парирует Толя.

– Игорек, у нас безногие в футбол играют, безрукие машины собирают, а безголовые кладут асфальт. А ты-то нормальный, ты человека спас! – это уже главный герой в реабилитационном центре проводит сеанс психотерапии с депрессивным офицером, лишившимся руки и пытающимся свести счеты с жизнью.

Критики много пишут о важной функции снятия социальной стигмы, то есть клейма инвалидности, с чем в нашем обществе пока есть проблемы. О достаточно многомерных персонажах, лишенных моральной однозначности (бледнее всех в первых сериях прописана как раз Маша, которой не придумали ничего, кроме красоты и грусти от нереализованных амбиций). И пускай в каждом эпизоде Толя изрекает хотя бы одну духоподъемную сентенцию, все же мы имеем дело не с плакатным героизмом, а скорее, с экзистенциальным мужеством, несмотря на все жанровые условности.

Фоторепортаж